Ислам и коммунизм: две мечты, надежды и две судьбы

 
Код статьиS086904990010754-1-1
DOI10.31857/S086904990010754-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Исследовательский институт “Диалог цивилизацийˮ
Адрес: Германия, Берлин
Название журналаОбщественные науки и современность
ВыпускНомер 4
Страницы118-126
Аннотация

Схожесть ислама и коммунизма видится в главном тезисе того и другого мировоззрения, а именно: утверждения о собственном безусловном превосходстве над всеми прочими идеологиями, моделями мироустройства, что a priori призвано гарантировать конечный успех в построении идеальной модели мироустройства. В коммунистической идеологии присутствуют элементы религиозности, то есть абсолютной веры в успех. Ислам же, который, в соответствии с его догмой, является образом жизни, ориентирован на решение мирских – социально-экономических и политических задач. Это делает возможным рассматривать его как общественный и политический фактор. И коммунизму, и исламу присуще отторжение чужих ценностей. Коммунисты изначально добивались своих целей самыми жестокими методами, что вполне сопоставимо с действиями исламских радикалов и экстремистов.

Ключевые словаислам, исламизм, коммунизм, большевики, религия, утопия, пророки
Получено02.09.2020
Дата публикации03.09.2020
Кол-во символов25192
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Сопоставление религии и коммунизма происходит с момента возникновения коммунистического учения. На эту тему рассуждали многие философы – от К. Маркса и Ф. Энгельса до отечественных мыслителей Н. Бердяева, Н. Лосского, К. Леонтьева, которые, будучи христианами, сравнивали коммунизм с христианством.
2 Схожесть ислама с коммунизмом выглядит рельефнее хотя бы по той причине, что ислам, обращенный на решение мирских, социальных и политических проблем, подобно коммунизму, предлагает идеальную модель устройства общества и государства. Ислам всегда позиционировал себя и воспринимался его адептами как образ жизни. Таковым он был и остается.
3 И коммунизм, и ислам, согласно их установкам, “обреченыˮ на окончательный триумф. Разумеется, после краха Советского Союза вера в победу коммунизма стала достоянием недавней истории. Зато не были и не могут быть опровергнуты как религиозные догматы утверждения о преимуществах ислама над прочими цивилизациями и моделями устройства общества. Ведь в соответствии с исламской доктриной все человечество рано или поздно перейдет в ислам. Но эти убеждения не препятствуют проведению параллелей между коммунистической и исламской системами: аналогия возможна не только из-за похожести коммунизма на религиозный концепт, но также из-за политизации ислама, степень которой в последние десятилетия постоянно возрастает. Этот факт стоит принимать просто как данность, не придавая ей однозначно позитивной или негативной коннотации.
4 Коммунизм и ислам как две утопии Коммунизм – светская утопия. Опирающаяся на исламскую традицию модель общества и государства – утопия религиозная. Коммунизм устремлен в будущее, пусть и далекое. Трудности при его построении всегда объяснялись сложностью задач, отсутствием необходимого опыта и умения – в советские времена было модно словосочетание “первопроходцыˮ. Кроме того, требовалось воспитание “человека новой формацииˮ (что это такое, так и осталось непонятным). Одновременно жестко констатировалось, что возврата в прошлое нет и быть не может.
5 Иначе обстоит дело в исламе, где строительство “самой лучшей общественной моделиˮ означает воссоздание идеала, сотворенного пророком Мухаммадом еще в VII в. Речь идет не о буквальном повторении ранней исламской истории. Никто из мусульманских идеологов и богословов не выступает против использования накопленного в немусульманском мире научного, технологического и прочего опыта. Пафос их призывов направлен на избавление исламской уммы от допущенных ранее ошибок, длящегося веками негативного влияния на нее западного, можно сказать, и евро-христианского мировоззрения как чуждого “истинному исламуˮ, от чуждых исламу элементов общественной и частной жизни. Иными словами, речь идет о возвращении на путь “истинного исламаˮ.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1607

Оценка читателей: голосов 0

1. аль-Аттас Сейид Мухаммад Накыб (2001) Введение в метафизику ислама. М.: Институт исламской цивилизации; Куала Лумпур: Международный институт исламской цивилизации.

2. аль-Киляни Наджиб (1947) О религии и государстве (Хауля ад-дин ва ад-дауля (араб. яз.)). Бейрут-Лондон: Изд. “Дар ан-Накашˮ.

3. Бенхабиб Сейла (2002) Притязания культуры. М.: Логос.

4. Бердяев Н.А. (2007) Религиозные основы большевизма. Из религиозной психологии русского народа // Падение священного русского царства: публицистика 1914–1922г. М.: Астрель, Окава.

5. Завещание имама Хомейни (1992) Баку: Независимый информационный центр ТАВХИД.

6. Косач Г.Г. (2001) Красный флаг над Ближним Востоком? Компартии Египта, Палестины, Сирии и Ливана в 1920–1930-е годы. М.: Институт стран Азии и Африки при МГУ.

7. Кутб Сейид (1993) Будущее принадлежит исламу. М.: ТОО “Сантладаˮ.

8. Кутб Сейид (1974) Социальная справедливость в исламе (Аль –‘идаля аль-иджима’ийа ислямийя (араб. яз.)). Бейрут: Дар аш-шурук.

9. Люсый А. (2013) Парад утопий. СПб.: Нестор-История.

10. Малашенко А. (1998) Исламское возрождение в современной России. М.: Московский Центр Карнеги.

11. Маркедонов С. (2005) “Зеленый коммунизмˮ, как угроза российскому государству // Известия, 1 декабря.

12. Маркс К. (1955) Коммунизм газеты “Reihnisher Beobachter” // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 4. М.: Государственное издательство политической литературы. С. 195–208.

13. Материалы XXVI съезда КПСС (1981) М.: Политиздат.

14. Политические и религиозные движения в арабском мире (аль-харакат ас-сийясийя ва ад-диннийя фи аль-алям аль-арабий (араб. яз)) (1989) // Ан-Нахдж. №25. Дамаск, Никозия.

15. Пономарев В. (1999) Ислам Каримов против “Хизб ут-Тахрирˮ М.: Правозащитный центр “Мемориалˮ, Информационный центр по правам человека в центральной Азии.

16. Программа Коммунистической партии Советского Союза (1986) М.: Политиздат.

17. Сурков В. (2007) Русская политическая культура. Взгляд из утопии. М.: Изд. “Независимая газетаˮ..

18. Фрейд З. (1991) Массовая психология и анализ человеческого “яˮ // Фрейд З. “Яˮ и “ОНОˮ. Труды разных лет. Книга 1. Тбилиси: Мерани. С. 71–138.

19. Gallois Pierre-Marie (1995) Le soleil d'Állah aveugle l'Occident. Lausanne: Editions L'Age d'Homme.

20. Rashid Ahmed (2002) Jihad: The rise of militant Islam in Central Asia. New Haven: Yale Univ. Press.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх