Президентский совет по развитию гражданского общества и правам человека: эволюция за четверть века

 
Код статьиS086904990010752-9-1
DOI10.31857/S086904990010752-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: НИУ ВШЭ Санкт-Петербург
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаОбщественные науки и современность
ВыпускНомер 4
Страницы90-106
Аннотация

Рассматривается история развития и эволюции Комиссии по правам человека при Президенте РФ и ее эволюции в Совете при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Выделяются четыре этапа этого развития, соответствующие председательству в Комиссии С. Ковалева и В. Карташкина и в Совете – Э. Памфиловой и М. Федотова. Выделяются три основные фактора, влияющие на эффективность изучаемой структуры. Первый – общественно-политический контекст, либеральный или консервативный тренд в каждый из периодов, наличие или отсутствие интереса власти к диалогу с НКО. Второй – организационно-административный: Комиссия/Совет при президенте организационно является частью президентской администрации, и различие организационных культур могут вести к конфликту. Третий фактор – личностный, который относится как к личности председателя Совета (борец, кабинетный ученый, публичный политик с опытом или без опыта дипломата), так и к составу самого Совета – наличие креативной и сплоченной "гражданской восьмерки" в Совете Памфиловой или расколотый надвое Совет Федотова после крымских событий.

Ключевые словаинституты-медиаторы, общественно-консультативные советы, гражданское общество, права человека
Источник финансированияпри поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований № 19-011-00573
Получено01.09.2020
Дата публикации03.09.2020
Кол-во символов47991
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Четверть века, прошедшие с момента принятия в 1993 г. Конституции Российской Федерации – важный рубеж, который позволяет нам проследить эволюцию нового российского государства. В последнее время в различных российских научных журналах, включая и “Общественные науки и современностьˮ, появился ряд важных статей, в которых подводятся определенные итоги этой эволюции, включая соотношения “историй успехаˮ и “недостойного правленияˮ [Гельман 2018а; Гельман 2018b], уровень демократии в России и его динамику на основе оценок зарубежных “фабрик мыслиˮ [Нисневич 2019а; Нисневич 2019b], уровень взаимодействия гражданского общества и власти [Никовская, Якимец 2017; Owen, Bindman 2019], эволюцию российской бюрократии [Оболонский 2018].
2 Более 20 лет тому назад была сформулирована концепция о важной роли в становлении демократии институтов с медиаторскими функциями [Сунгуров 1999], близкую к появившейся в то же время концепции “пограничных структурˮ, предложенной Д. Гастоном [Guston 1999]. Позже опыт исследования институтов-медиаторов, к которым относится институт омбудсмана, фабрики мысли, общественные консультативные советы и общественные палаты, был обобщен в монографии [Сунгуров 2015]. Недавно появились работы, в которых в сравнительном аспекте анализировалась деятельность института Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ [Павлова 2018; Нездюров, Сунгуров 2018] и общественных палат [Козлова, Рассадин 2019; Брянцев, Евстифеев 2020].
3 Настоящая работа посвящена анализу развития и эволюции еще одного института-медиатора, а именно – Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Этот Совет, первоначально созданный в виде Комиссии по правам человека еще в 1993 г., действует уже более четверти века, изменяя свои названия, меняя руководителей и изменяясь в соответствии с изменением политической обстановки. Но при этом, по крайней мере до недавнего времени, он оставался одним из наиболее эффективных институтов-посредников. Деятельность Совета/комиссии до конца 2019 г. можно достаточно четко разделить на четыре этапа, достаточно четко разграничиваемые периодами деятельности их председателей – С. Ковалева, В. Карташкина, Э. Памфиловой и М. Федотова. Так и будет структурирован настоящий текст.
4 Источниками информации являются официальные документы, отклики на деятельность Совета в СМИ, статьи в научных изданиях, экспертные полуструктурированные интервью как с действующими, так и с бывшими членами Совета, а также опыт “включенного наблюденияˮ автора статьи, который в 2004–2009 гг. был членом этого Совета.
5 Комиссия по правам человека при Президенте РФ под председательством С. Ковалева (1993–1996 гг.) Комиссия по правам человека стала первой структурой при Президенте РФ, непосредственно направленной на защиту прав человека. Создавалась она в горячее время – в сентябре 1993 г.: указ о ее создании появился 26 сентября, через пять дней после известного Указа №1400 Президента РФ “О поэтапной конституционной реформеˮ, в соответствии с которым прекращалась деятельность Верховного Совета РФ. Более того, в самом указе о создании комиссии прямо говорится, что целью этой комиссии является усиление “гарантий гражданских и политических прав граждан Российской Федерации в соответствии с указом Президента РФ от 21 сентября 1993 г. №1400ˮ1. Так как при роспуске Верховного Совета РФ автоматически прекращалась деятельность Комитета по правам человека, председателем которого был Ковалев, то новая Комиссия становилась единственной правозащитной государственной структурой. 1. Указ Президента Российской Федерации от 26 сентября 1993 года № 1458 “О Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерацииˮ // Собрание актов Президента и Правительства РФ. —–№ 40, ст. 3738.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 713

Оценка читателей: голосов 0

1. Алексеева Л.М. (2002) Гражданский Форум как отражение определенных надежд // Россия в условиях трансформаций. Историко-политологический семинар. Материалы. Вып. № 18–19. М.: ФРПЦ. С. 163–166.

2. Брянцев И.И., Евстифеев Р.В. (2020) Проблемы оценки эффективности институтов государственно-общественного управления (на примере Общественных палат Владимирской и Саратовской областей) // Вопросы государственного и муниципального управления. №1. С. 115–136.

3. Вальков С.В. (2002) Ивановская областная комиссия по правам человека // Комиссии и Уполномоченные по правам человека: опыт российских регионов. СПб.: Норма. С. 53–59.

4. Гельман В.Я. (2018ᵅ) Исключения и правила: “истории успеха” и “недостойное правление” в России. Часть 1 // Общественные науки и современность. № 5. С. 48–60.

5. Гельман В.Я. (2018ᵇ) Исключения и правила: “истории успеха” и “недостойное правление” в России. Часть 2 // Общественные науки и современность. № 6. С. 5–15.

6. Гражданский форум. Год спустя (2003) М.

7. Карташкин В.А. (1998) Как подать жалобу в Европейский Суд по правам человека. М.: Норма – ИНФРА-М.

8. Карташкин В.А., Колесова Н.С., Ларин А.М. и др. (1996) Общая теория прав человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: Норма.

9. Козлова Н.Н., Рассадин С.В. (2019) Общественные палаты современной России: тенденции трансформации // Социально-политические процессы в меняющемся мире: Межвузовский сборник научных трудов. / Под ред. Н.Н. Козловой. Тверь: Тверской гос. ун-т. Вып. 19. С. 5–11.

10. Копылов А.Т. (2001) Об этапах становления комиссий по правам человека в Российской Федерации // Участие власти в защите прав человека: Комиссии и уполномоченные. Современная гуманитарная академия. СПб.: Норма. С. 12–18.

11. Миронов О.О. (2009) Очерки государственного правозащитника. М.: СГУ.

12. Нездюров А.Л. (2001) Комиссии по правам человека в ряде регионов России // Участие власти в защите прав человека: Комиссии и уполномоченные. СПб.: Норма. С. 21–30.

13. Нездюров А.Л., Сунгуров А.Ю. (2018) Права человека в России: общественные дискуссии и институт государственного правозащитника // Мир России. № 3. С. 61–81. DOI: doi.org/10.17323/1811-038X-2018-27-3-61-81

14. Никовская Л.И., Якимец В.Н. (2017) Качество публичной политики и продвижение общественных интересов: российская специфика // Публичная политика. №1. С. 29–53.

15. Нисневич Ю.А. (2019a) ПостСоветская Россия – 25 лет: портрет в зеркале исследований межгосударственных и неправительственных организаций // Общественные науки и современность. № 1. С. 60–70.

16. Нисневич Ю.А. (2019b) ПостСоветская Россия – 25 лет: портрет в зеркале исследований межгосударственных и неправительственных организаций. Окончание // Общественные науки и современность. № 2. С. 104–114.

17. Оболонский А.В. (2018) Либеральная и бюрократическая ментальность как факторы трансформаций конца 1980-х – 1990-х гг., их динамика и сегодняшнее "эхо" // Общественные науки и современность. № 4. С. 47–57.

18. Павлова Е.А. (2018) Возможности участия экспертов в формировании политико-управленческих решений при содействии регионального института омбудсмана: опыт Пермского края, Санкт-Петербурга и Свердловской области // Вестник Пермского университета. Политология. Т. 12. №4. С. 91–105.

19. Сунгуров А.Ю. (2005) Институт Омбудсмана: эволюция традиций и современная практика (опыт сравнительного анализа). СПб.: Норма.

20. Сунгуров А. Ю. (2015) Как возникают политические инновации: “фабрики мыслиˮ и другие институты-медиаторы. М.: Политическая энциклопедия.

21. Сунгуров А.Ю. (1999) Организации-посредники в структуре гражданского общества. Некоторые проблемы политической модернизации России // ПОЛИС. № 6. С. 34–48.

22. Сунгуров А.Ю. (2018) Развитие гражданского образования в современной России (обзор основных событий) Доклад // Правоприменительная практика в области гражданского образования и просвещения в области прав человека. Под ред. А.Ю. Сунгурова. СПб.: Норма. C. 22–52.

23. Федеральная концепция обеспечения и защиты прав и свобод человека (проект) (2000) Комиссия по правам человека при президенте Российской Федерации. М.: НОРМА.

24. Хороших Г.К. (2002) Комиссия по правам человека при губернаторе Иркутской области и региональные правозащитные организации // Комиссии и Уполномоченные по правам человека: опыт российских регионов. Под редакцией А.Ю. Сунгурова. СПб.: Норма. С. 59–64.

25. Юрий Сидаков: сделаем Осетию цивилизованной (2002) Информационный портал “Кавказский узелˮ, 28 августа (https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/25699/).

26. Guston D. H. (1999) Stabilizing the boundary between U.S. politics and science: The role of the Office of Technology Transfer as a boundary organization. // Social Studies of Science. Vol. 29. №. 1. Pp. 87–112.

27. Owen C.А., Bindman E. (2019) Civic Participation in a Hybrid Regime: Limited Pluralism in Policymaking and Delivery in Contemporary Russia // Government and Opposition. Vol. 54. №. 1. Pp. 98–120. DOI: doi.org/10.1017/gov.2017.13

Система Orphus

Загрузка...
Вверх