Presidential council for development of civil society and human rights: evolution for the quarter of century

 
PIIS086904990010752-9-1
DOI10.31857/S086904990010752-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: National Research University “Higher School of Economics” St. Petersburg
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameObshchestvennye nauki i sovremennost
EditionIssue 4
Pages90-106
Abstract

The development and evolution of committee for human rights of President of RF and its evolution to the Council of President RF for civil society development and human rights are analyzed. The four steps of such development are marked out, corresponded to chairmanship in committee of Sergey Kovalev and Vladimir Kartashkin and chairmanship in council of Ella Pamfilova and Michael Fedotov. We can stress, that half of this cases results in self-resignation of this chairs. Three main factors which influence at effectiveness of analyzed structure. The first is the social-political context, liberal of conservative trend in every of periods, existence of absence of interest of officials to dialogue with NGOs. The second is administrative-organizational factor, because committee/council  is organizationally part of Administration of President, and difference of organizational cultures can results to conflict. Third factor is personality, which related as to person of committee/council chair – who it is - freedom fighter, academician, or politician with (or without) experience of diplomatic activity. As to the members of committee/council – existence of ‘creative and cohesive eight’ in Pamfilova’s council or cleavage in two parts Fedotov’s council after Crimea events.

Keywordsboundary organization, public councils, civil society, human rights
Received01.09.2020
Publication date03.09.2020
Number of characters47991
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Четверть века, прошедшие с момента принятия в 1993 г. Конституции Российской Федерации – важный рубеж, который позволяет нам проследить эволюцию нового российского государства. В последнее время в различных российских научных журналах, включая и “Общественные науки и современностьˮ, появился ряд важных статей, в которых подводятся определенные итоги этой эволюции, включая соотношения “историй успехаˮ и “недостойного правленияˮ [Гельман 2018а; Гельман 2018b], уровень демократии в России и его динамику на основе оценок зарубежных “фабрик мыслиˮ [Нисневич 2019а; Нисневич 2019b], уровень взаимодействия гражданского общества и власти [Никовская, Якимец 2017; Owen, Bindman 2019], эволюцию российской бюрократии [Оболонский 2018].
2 Более 20 лет тому назад была сформулирована концепция о важной роли в становлении демократии институтов с медиаторскими функциями [Сунгуров 1999], близкую к появившейся в то же время концепции “пограничных структурˮ, предложенной Д. Гастоном [Guston 1999]. Позже опыт исследования институтов-медиаторов, к которым относится институт омбудсмана, фабрики мысли, общественные консультативные советы и общественные палаты, был обобщен в монографии [Сунгуров 2015]. Недавно появились работы, в которых в сравнительном аспекте анализировалась деятельность института Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ [Павлова 2018; Нездюров, Сунгуров 2018] и общественных палат [Козлова, Рассадин 2019; Брянцев, Евстифеев 2020].
3 Настоящая работа посвящена анализу развития и эволюции еще одного института-медиатора, а именно – Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Этот Совет, первоначально созданный в виде Комиссии по правам человека еще в 1993 г., действует уже более четверти века, изменяя свои названия, меняя руководителей и изменяясь в соответствии с изменением политической обстановки. Но при этом, по крайней мере до недавнего времени, он оставался одним из наиболее эффективных институтов-посредников. Деятельность Совета/комиссии до конца 2019 г. можно достаточно четко разделить на четыре этапа, достаточно четко разграничиваемые периодами деятельности их председателей – С. Ковалева, В. Карташкина, Э. Памфиловой и М. Федотова. Так и будет структурирован настоящий текст.
4 Источниками информации являются официальные документы, отклики на деятельность Совета в СМИ, статьи в научных изданиях, экспертные полуструктурированные интервью как с действующими, так и с бывшими членами Совета, а также опыт “включенного наблюденияˮ автора статьи, который в 2004–2009 гг. был членом этого Совета.
5 Комиссия по правам человека при Президенте РФ под председательством С. Ковалева (1993–1996 гг.) Комиссия по правам человека стала первой структурой при Президенте РФ, непосредственно направленной на защиту прав человека. Создавалась она в горячее время – в сентябре 1993 г.: указ о ее создании появился 26 сентября, через пять дней после известного Указа №1400 Президента РФ “О поэтапной конституционной реформеˮ, в соответствии с которым прекращалась деятельность Верховного Совета РФ. Более того, в самом указе о создании комиссии прямо говорится, что целью этой комиссии является усиление “гарантий гражданских и политических прав граждан Российской Федерации в соответствии с указом Президента РФ от 21 сентября 1993 г. №1400ˮ1. Так как при роспуске Верховного Совета РФ автоматически прекращалась деятельность Комитета по правам человека, председателем которого был Ковалев, то новая Комиссия становилась единственной правозащитной государственной структурой. 1. Указ Президента Российской Федерации от 26 сентября 1993 года № 1458 “О Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерацииˮ // Собрание актов Президента и Правительства РФ. —–№ 40, ст. 3738.

Number of purchasers: 0, views: 694

Readers community rating: votes 0

1. Alekseeva L.M. (2002) “Grazhdanskiy forum kak otrazhenie opredelennykh nadezhd” [Citizen Forum as Reflection of Some Hopes]. Rossija v uslovijakh transformatsiy: Istoriko-politologicheskiy seminar [Russia in Situation of Transformation: Historical and Political Science Workshop]. Issue 18–19. Moscow: FRPT, pp. 163–166.

2. Bryantsev I.I., Evstifeev R.V. (2020) Рroblemy otsenki effektivnosti institutov gosudarstvenno-obshchestvennogo upravleniya (na primere obshchestvennykh palat Vladimirskoi i Saratovskoi oblastei) [Problems of Evaluating the Effectiveness of the Institutions of State and Society Interaction (The Cases of Regional Public Chambers of the Vladimir and Saratov Regions)]. Public Administration Issue, no. 1, pp. 115–136.

3. Federal’naya kontceptcbya obespecheniya i zaschity prav i svobod chelovela (proect) (2000) [Federal conception of realization of human rights and freedoms (Project)]. Мoscow: Norma.

4. Gel’man V. (2018a) Isklyucheniya i pravila: ‘Istorii uspekha’ i ‘nedostoynoye pravleniye’ v Rossii. Chast’ 1 [Exceptions and Rules: “Success Stories” and “Bad Governance” in Russia. Part 1]. Obschestvennye nauki i sovremennost’, no. 5, pp. 48–60.

5. Gel’man V. (2018b) Isklyucheniya i pravila: ‘Istorii uspekha’ i ‘nedostoynoye pravleniye’ v Rossii. Chast’ 2 [Exceptions and Rules: “Success Stories” and “Bad Governance” in Russia. Part 2] Obschestvennye nauki i sovremennost’, no. 6. pp. 5–15.

6. Grazhdanskiy Forum. God spustya. (2003) [Civil Forum: one year later] Мoscow.

7. Kartashkin V.A. (1998) Kak podat’ zhalobu v Evropeyskiy Sud po pravam cheloveka [How to transfer complain to European Court for human rights] –Moscow: Norma – INFRAК-M.

8. Kartashkin V.A., Kolesova N.S., Larin A.M. et all (1996) Obschaya teoriya prav cheloveka [Common Theory of human rights] Moscow: Norma.

9. Khoroshikh G.K. (2002) Komissiya po pravam cheloveka pri gubernatore Irkutskoy oblasti i regional’nye pravozaschitnye organizatcii [Committee for human rights of Governor of Irkutsk region and regional human rights NGOs]. Komissii i Upolnomochennyi po pravam cheloveka: opyt rossiyskikh regionov. St.-Petersburg: Norma, pp. 59–64.

10. Kopylov A.T. (2001) Ob etapakh stanovleniya komissiy po pravam chelovela v Rossiyskoy Federatsii [About steps of development of Committee for human rights in Russian Federation]. Uchastiye vlasti v zaschite prav cheloveka: committee and ombudsmans. St.-Petersburg: Norma, pp. 12–18.

11. Kozlova N.N., Rassadin S.V. (2019) Obschestvennye palaty sovremennoy Rossii: tendentsii transformatsii [Public chambers of contemporary Russia: trends of transformation]. Sotsialno-politicheskiye protcessy v menyayuschemsya mire. Tver’: Tver. State Univ., issue 19, pp. 5–11.

12. Mironov О.О. (2009) Ocherki gosudarstvennogo pravozaschitnika [Ombudsman stories]. Moscow: SGU Publishing.

13. Nezdyurov A.L. (2001) Komissii po pravam cheloveka v ryade regionov Rossii [Committees for human rights in some regions of Russia]. Uchastie vlasti v zaschite prav cheloveka: Komissii i upolnomochennye. St.-Petersburg: Norma, pp. 21–30.

14. Nezdyurov A.L., Sungurov A.Yu. (2018) Prava cheloveka v Rossii: obschestvennye discussii i institute gosudarstvennogo pravozaschitnika [Human rights in Russia: public discussions and institute of ombudsman]. Mir Rossii, no. 3, pp. 61–81. DOI: 10.17323/1811-038X-2018-27-3-61-81

15. Nikovskaya L.I., Yakimets V.N. (2017) Kachestvo publichnoy politiki i prodvizhenie obschestvennykh interesov: rissiyskaya spetcifika [Quality of public policy and advance of public interests: Russian specifics]. Publichnaya Politika, no. 1, pp. 29–53.

16. Nisnevich Yu.A. (2019а) Postsovetskaya Rossiya – 25 let: portret v zerkale issledovaniy mezhgosudarstvennykh i nepravitelstvennykh organizatciy [Postsoviet Russia – 25 years: portrait in the mirror of researches of intestate and nongovernmental organizations]. Obschestvennye nauki i sovremennost’, no. 1, pp. 60–70.

17. Nisnevich Yu.A. (2019b) Postsovetskaya Rossiya – 25 let: portret v zerkale issledovaniy mezhgosudarstvennykh i nepravitelstvennykh organizatciy. Okonchanie [Postsoviet Russia – 25 years: portrait in the mirror of researches of intestate and nongovernmental organizations. Ending]. Obschestvennye nauki i sovremennost’, no. 2, pp. 104–114.

18. Obolonskiy A.V. (2018) Liberal’naya i byurokraticheskaya mental’nost’ kak factory transformatsiy kontsa 1980–1990, ikh dinamika i srgodnyashnoe ‘echo’ [Liberal and bureaucratic mentality as factors of transformation of end 1980th – 1990th, their dynamics and today ‘echo’]. Obschestvennye nauki i sovremennost’, no. 4, pp. 47–57.

19. Pavlova E.A. (2018) Vozmozhnosti uchastiya expertov v formirovanii politiko-upravlencheskikh resheniy pri sodeystvii regional’nogo instituta ombudsmana: opyt Permskogo kraya, Sankt-Peterburga i Sverdlovskoy oblasti. [Opportunities for expert participation in policy formulation within cooperation with the regional ombudsmen: the experience of Perm krai, St.Peterburg and Sverdlovsk region]. Vestnik Permskogo universiteta. Politologiya, vol. 12, no. 4, pp. 91–105.

20. Sungurov A.Yu. (2005) Institut Ombudsmana: evolyutciya traditciy i sovremennaya praktika [Ombudsman Institute: evolution of traditions and contemporary practices] St.-Petersburg: Norma.

21. Sungurov A.Yu. (2015) Kak vosnikayut politicheskie innovatsii: fabriki mysly i drugiye instituty-mediatory [How Political Innovations are Aroused: Think Tanks and other Mediator Institutes]. Moscow: Political Entsiclopedia.

22. Sungurov A.Yu. (1999) Organizatcii-posredniki v struktire grazhdanskogo obschestva. Nekotorye problemy politicheskoy modernizatsii Rossii [Organization-mediators in structure of civil society. Some problems of political modernization of Russia]. POLIS, no. 6, pp. 34–48.

23. Sungurov A.Yu. (2018) Razvitiye grazhdanskogo obrazovaniya v sovremennoy Rossii (obzor ocnovnykh sobytiy. Doklad [Civic education development in contemporary Russia (review of main events. Report]. Pravoprimenitel’naya praktika v oblasti grashdanskogo obrazovaniya i prosvescheniya v oblasti prav cheloveka [The practice of law implementation in the field of civil education and human rights enlightenment]. St.-Petersburg: Norma. pp. 22–52.

24. Val’kov S.V. (2002) Ivanovskaya oblastnaya komissiya po pravam cheloveka [Committee for human rights of Ivanovo region]. Komissii i Upolnomochennye po pravam: opyt rossoyskikh regionov. St.-Petersburg: Norma, pp. 53–59.

25. Yuriy Sidakov: sdelaem Osetiyu tsivilizovannoy (2002) [Yuriy Sidakov: let’s make Ossetia as civilized country]. Informatcionny portal ‘Kavkazskiy uzel’, August 28 (https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/25699/).

Система Orphus

Loading...
Up