Ленинизм и советская цивилизация (к 150-летию со дня рождения В.И.Ленина)

 
Код статьиS086904990010073-2-1
DOI10.31857/S086904990010073-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор департамента политической науки
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Москва, Российская Федерация, Москва
Должность: Ведущий научный сотрудник Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова Российской академии наук (ИМЭМО РАН)
Аффилиация: Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова Российской академии наук (ИМЭМО РАН)
Адрес: Москва, Российская Федерация, Москва
Название журналаОбщественные науки и современность
ВыпускНомер 3
Страницы112-123
Аннотация

В статье рассматривается вопрос о влиянии ленинизма на формирование существовавшей в СССР общественной системы. Они понимают эту систему как особую советскую цивилизацию. Ее отличали не только социально-экономический и политический строй, основанный на государственной экономике и монополии коммунистической партии на власть, но и декларируемая система ценностей, которая должна была определить отношения индивида с окружающим миром и обществом. Этими ценностями были провозглашены равенство, свобода, братство и счастье. В. Ленин полагал, что освобождение людей от частнокапиталистической эксплуатации само по себе приведет к созданию общества всеобщего счастья, основанного на свободном и творческом труде, социальном равенстве и солидарности свободных людей. Однако, столкнувшись с неготовностью общества принять его социальный идеал, с проблемами, обусловленными социальной и культурной отсталостью России, он пересмотрел свои прежние позиции и сделал ставку на государственное насилие. Ленин увидел в нем единственный способ построения общества всеобщего счастья. Это и стало одной из причин провала проекта новой цивилизации. Провозглашенные ценности так и не были воплощены на практике. Другая причина того, что эти ценности превратились в свою противоположность, заключалась в несостоятельности, утопичности самого проекта советской цивилизации

Ключевые словаЛенинизм, советская цивилизация, насилие, коллективизм, свобода, счастье, советский человек
Получено23.06.2020
Дата публикации29.06.2020
Кол-во символов32815
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Советская цивилизация в развитом виде сложилась уже после смерти ее основателя – В. Ульянова (Ленина), которого в годы социализма официально провозгласили продолжателем дела К. Маркса, развившим его учение применительно к эпохе империализма и пролетарских революций [Сталин 1946, с. 71] и сохранившим претензии марксизма на то, чтобы быть универсалистской концепцией современного всемирно-исторического процесса. В постсоветские времена наряду с этой стала популярной и иная интерпретация ленинизма, сформировавшаяся в среде его политических противников периода революции, а затем развитая в трудах многих русских мыслителей-эмигрантов. Согласно этой точке зрения, ленинизм представлял собой русскую национальную форму марксизма, на которую большое влияние оказали различные направления идеологии народничества. Такую интерпретацию разделяют и авторы данной статьи. Как политическая доктрина революционных преобразований ленинизм неоднократно успешно использовался в ХХ в. в развивающихся странах и странах догоняющего развития, но он потерпел фиаско в государствах развитого капитализма.
2 Тот факт, что советская цивилизация сложилась после смерти Ленина, сам по себе порождает вопрос о том, в какой мере она соответствовала ленинским идеям. В советской философской и исторической литературе вопрос этот в таком виде не ставился. Было принято обсуждать близкую, но все же иную проблему – соответствия построенной в стране общественно-политической модели ленинскому учению. И она по-разному трактовалась в различные периоды истории СССР.
3 В годы сталинизма было провозглашено, что построенная тогда система и есть полное воплощение учения Ленина. Позже, во время “хрущевской оттепелиˮ власти стали утверждать, что из-за культа личности И. Сталина в процессе строительства социализма в СССР произошли деформации, исказившие ленинскую модель. Этой точки зрения придерживался и академик А. Сахаров, который в своем знаменитом эссе “Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободеˮ 1968 г. писал: “Национальные проблемы будут долго служить причиной волнений и недовольства, если не признать и не проанализировать все имевшие место отклонения от ленинских принципов и не взять твердый курс на исправление всех ошибокˮ [Сахаров 1991, с. 35].
4 Позднее, в период застоя руководство страны во главе с Л. Брежневым по существу снова вернулось к сталинской версии, но в несколько иной интерпретации. “Ошибкиˮ Сталина признавались, но о деформациях, исказивших суть социализма, предпочитали говорить вскользь. И лишь в годы горбачевской перестройки “реальный социализмˮ, то есть тот, что существовал в Советском Союзе, стали противопоставлять ленинской, не реализованной на практике модели социализма, которая им, согласно новой трактовке, виделась исключительно как демократическая.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 1057

Оценка читателей: голосов 0

1. Арендт Х. (1996) Истоки тоталитаризма. М.: ЦентрКом.

2. Арон Р. (1993) Демократия и тоталитаризм. М.: Текст.

3. Аузан А.А. (2015) Перестройка: 30 лет антидефицитной революции // Forbes. 12 мая (https://www.forbes.ru/mnenya/istotiya/288117-perestroika-30-let-antidefetsitnoi-revolyutsii).

4. Барановский Д.В. (2017) Философия общего дела в СССР в 1940–1960 е годы: причины возрождения интереса и направления развития // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. Т. 18. Вып. 4. С. 149–156.

5. Бердяев Н.А. (1990) Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука.

6. Брежнев Л.И. (1977) Великий Октябрь и прогресс человечества. Доклад на совместном торжественном заседании Центрального Комитета КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР в Кремлевском Дворце съездов 2 ноября 1977 года. Раздел I. Советский Союз в авангарде социального прогресса (http://inbooks.in/mirror8.ru/?p=117271).

7. Булгаков С.Н. (1918) На пиру богов. Pro и contra. Современные диалоги // “Из глубины?. М.: Электронная библиотека “Вехи? (http://www.vehi.net/bulgakov/napirubogov.html).

8. Восленский М. (2005) Номенклатура. М.: Захаров.

9. Горский А.К., Сетницкий Н.А. (1995) Сочинения. М.: Раритет.

10. Жарков В., Захаров А., Рябов А., Симон М. (2017) Русская революция 1917 года для нашей страны и мира: Взгляд сто лет спустя. Доклад. М.: Горбачев-Фонд (http://www.gorby.ru/userfiles/file/doklad.pdf).

11. Кундера М. (2008) Невыносимая легкость бытия. СПб.: Издательский дом “Азбука-классика?.

12. Левада Ю.А., Ноткина Т.А. (1989) “Мера всех вещей? // В человеческом измерении: Выйти из королевства кривых зеркал. Демографический иск. Институты для людей или люди для институтов? М.: Прогресс (http://www.agitclub.ru/gorby/homosovet/levada89.htm). С. 11–24.

13. Ленин В.И. Полн. собр. соч. в 55 т. Т.35, 39, 45. М.: Государственное издательство политической литературы.

14. Малашенко А.В., Нисневич Ю.А., Рябов А.В. (2019) Становление постиндустриальной цивилизации: от цифровизации до варварства. М.: Юрайт.

15. Малышев М.А. (2010) Концепция тоталитаризма в творчестве Ханны Арендт // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения РАН. С. 297–328.

16. Нисневич Ю.А. (2018) Восстание советских масс: политико-антропологический анализ // Общественные науки и современности. №2. С. 127–139.

17. Нуреев Р.М., Латов Ю.В. (2016) Экономическая история России (опыт институционального анализа). М.: КНОРУС.

18. Оруэлл Дж. (1989) “1984? и эссе разных лет. М.: Прогресс.

19. Самородний О. (2013) Пол Пот. Камбоджа – империя на костях? М.: Алгоритм.

20. Сахаров А.Д. (1991) Тревоги и надежды. М.: “Интер-Версо?.

21. Сталин И.В. (1946) Об основах ленинизма // Сталин И.В. Сочинения в 13 томах. Т. 6. М.: Государственное издательство политической литературы. С. 69–188.

22. Balint M. (Ed.) (2019) Stubborn Structures: Reconceptualizing Post-Communist Regimes. Budapest–New York: CEU-Press

Система Orphus

Загрузка...
Вверх