Запрос на ресурсы развития со стороны различных категорий населения

 
Код статьиS086904990005813-6-1
DOI10.31857/S086904990005813-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заведующая лабораторией Исследований социального развития Института социального анализа и прогнозирования
Аффилиация: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаОбщественные науки и современность
ВыпускНомер 4
Страницы33-41
Аннотация

Рассматривая доступность ресурсов развития для различных категорий населения, мы пришли к выводу о ее существенной дифференциации (см. ОНС, 2019, №3). Следующим шагом стал анализ запроса на соответствующие ресурсы со стороны различных групп населения. В статье рассмотрены вопросы социального самочувствия различных социально-демографических групп, степень их удовлетворенности уровнем располагаемых ресурсов и острота запроса на те или иные ресурсы развития. Информационной базой анализа служат данные репрезентативного социологического опроса, проведенного ИНСАП РАНХиГС в 2018 г.

Ключевые словасоциальная политика, социально-экономическое развитие, благосостояние, образование, занятость, социальный капитал
Получено02.08.2019
Дата публикации05.08.2019
Кол-во символов22831
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Оценка параметров социального самочувствия Исследуя доступность ресурсов развития для различных категорий населения, мы зафиксировали отрицательный характер динамики ресурсообеспеченности. Сопоставляя уровень обеспеченности ресурсами развития с запросом на них со стороны населения, можно будет определить характер и направленность социального развития в целом [Авраамова, Титов 2018].
2 Начнем анализ с исследования социального самочувствия различных социально-экономических групп. Среди же параметров в опросе фигурировали как материальные, так и нематериальные стороны жизни. Удовлетворенность соответствующими сторонами жизни населения в целом представлена в таблице 1. Таблица 1 Оценка параметров социального самочувствия (в % )
Параметры социального самочувствия Уровень удовлетворенности
Высокий Средний Низкий Затруднились ответить
Питание 59,2 35,5 4,9 0,4
Возможность приобретать одежду и товары первой необходимости 50,1 42,7 6,7 0,5
Состояние места проживания 41,3 41,5 16,0 1,2
Уровень безопасности 48,8 39,6 8,7 2,9
Экологическая ситуация 36,6 41,4 21,4 0,6
Ситуация в сфере занятости 29,7 34,7 23,0 12,6
Возможность выражать политические взгляды 40,7 34,6 15,6 9,1
3 Из представленных данных следует, что наибольшие по численности группы населения относительно высоко оценивают свои возможности в сферах питания и приобретения предметов первой необходимости. Только эти два параметра получили высокую оценку у несколько более половины опрошенных, в то время как по всем остальным параметрам оценку “хорошоˮ дали менее половины респондентов. Параметр, по которому выражена наибольшая напряженность, характеризует ситуацию в сфере занятости. Второй по степени напряженности восприятия параметром – экологическая ситуация.
4 Гендерные различия в оценках удовлетворенности различными сторонами жизни не слишком велики. Тем не менее женщины несколько менее удовлетворены практически всеми сторонами жизни, за исключением возможности выражать свои политические взгляды, где их оценки практически совпадают с оценками мужчин (см. табл. 2). Таблица 2 Оценка параметров социального самочувствия, по гендерным группам (в %)
Гендерные группы Оценка удовлетворенности
Хорошо Удовлетвори-тельно Плохо Затруднились ответить
Питание
Мужчины 61,6 32,5 5,4 0,5
Женщины 57,1 38,1 4,4 0,4
Одежда
Мужчины 54,5 39,0 5,9 0,6
Женщины 45,9 46,5 7,3 0,3
Населенный пункт
Мужчины 43,4 40,2 15,2 1,2
Женщины 39,4 42,5 16,8 1,3
Уровень безопасности
Мужчины 52,4 34,1 10,5 3,0
Женщины 45,5 44,6 7,0 2,9
Экологическая ситуация
Мужчины 40,3 39,4 19,5 0,8
Женщины 33,2 43,3 23,0 0,5
Работа и зарплата (% от работающих)
Мужчины 39,7 34,6 22,1 3,6
Женщины 34,5 42,2 18,9 4,4
Возможность выражать политические взгляды
Мужчины 41,2 30,1 19,6 9,1
Женщины 40,1 38,6 12,1 9,2
5 Возрастные различия несколько более существенны. Что касается питания, то чем старше респонденты, тем ниже в данной сфере их оценки удовлетворенности: и различия в численности самой молодой и самой старшей группы составляет 26%. В оценках возможности приобретать одежду и товары первой необходимости просматривается та же закономерность, и разница между крайними группами составляет 20%. В оценках состояния среды обитания подобные возрастные различия почти не видны, и положительные оценки даются в интервале 39–45% всеми возрастными группами (см. табл. 3).

Всего подписок: 3, всего просмотров: 942

Оценка читателей: голосов 0

1. Авраамова Е.М., Титов В.Н. (2018) Социальное развитие современной России: тенденции, риски, перспективы // Вопросы экономики. № 10. С. 76–89.

2. Лежнина Ю.П. (2018) Пространство проблем россиян и зоны риска для социальной стабильности // Вестник Института социологии. № 27. C. 64–83.

3. Тамбовцев В.Л. (2018) Является ли в России экономическое неравенство социальной проблемой? // Общественные науки и современность. № 2. С. 34–40.

4. Тихонова Н.Е. (2018) Факторы жизненного успеха и социального статуса в сознании россиян // Вестник Института социологии. № 27. С. 11–43.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх