Об одной риторической фигуре в одической поэзии М. В. Ломоносова

 
Код статьиS013161170005696-4-1
DOI10.31857/S013161170005696-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Институт лингвистических исследований РАН
Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаРусская речь
ВыпускНомер 5
Страницы107-115
Аннотация

Статья посвящена анализу функционирования в поэзии Ломоносова фигуры полиптота – одного из приемов, восходящего к классической риторической традиции. В узком смысле полиптот – это повтор имени в разных падежах и предложно-падежных формах. Как узнаваемый элемент одического стиля Ломоносова полиптот пародировался А. П. Сумароковым в его «Вздорных одах». В статье рассмотрены примеры использования полиптотов в одах Ломоносова – от оды «Первые трофеи Иоанна III» (1741) до «Оды Елисавете Петровне на день тезоименитства» (1759). Фигура полиптота («наклонения») описана Ломоносовым в его главном риторическом трактате – в «Кратком руководстве к красноречию» (1748). Анализ его торжественных од демонстрирует несоответствие сформулированных и реализованных принципов поэтики: полиптоты используются прежде всего не для контраста (как заявлено в «Кратком руководстве»), а для создания гиперболического контекста – при изображении войны, природных катастроф (наводнения, бури), восторженно-исступленного состояния одического поэта, народного ликования. В статье прослеживаются особенности употребления полиптотов в послеломоносовской одической поэзии (на примере творчества В. П. Петрова). Петров вслед за Ломоносовым преимущественно использует эту риторическую фигуру в «героических» батальных сценах.      

Ключевые словаторжественная ода, риторика, полиптот, М. В. Ломоносов, В. П. Петров
Получено25.09.2019
Дата публикации25.09.2019
Кол-во символов13686
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1236

Оценка читателей: голосов 0

1. Алексеева Н. Ю. Русская ода: Развитие одической формы в XVII–XVIII веках. СПб.: Наука, 2005. 369 с.

2. Бухаркин П. Е., Волков С. С., Матвеев Е. М. (ред.). Риторика М. В. Ломоносова / П. Е. Бухаркин, С. С. Волков, А. А. Ветушко-Калевич, Н. В. Карева, К. Н. Лемешев, Е. М. Матвеев, К. М. Номоконова, А. Н. Семихина, А. С. Смирнова, К. Ю. Тверьянович, А. К. Филиппов, М. Г. Шарихина. СПб.: Нестор-История, 2017. 632 с.

3. Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений: в 10 т. / гл. ред. Ю. С. Осипов. М.–СПб.: Наука, 2011–2012. Т. 7. 2011. 864 с. Т. 8. 2011. 1134 с.

4. Матвеев Е. М. Оды В. П. Петрова и оды М. В. Ломоносова: словесная и ритмико-синтаксическая формульность // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2018. Т. 15. Вып. 3. С. 354–366.

5. Москвин В. П. Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры. Терминологический словарь. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 940 с.

6. Николози Р. Петербургский панегирик XVIII века: Миф – идеология – риторика. М.: Языки славянской культуры, 2009. 216 c.

7. Петров В. П. Выбор Максима Амелина. М.: Б.С.Г.-Пресс, 2016. 384 с.

8. Сумароков А. П. Избранные произведения / вступ. ст., подгот. текста и примеч. П. Н. Беркова. Л.: Советский писатель, 1957. 608 c.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх