Prospects for digitalization in Russia

 
PIIS020736760015758-2-1
DOI10.31857/S020736760015758-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Ural State Economic University
Address: Yekaterinburg, Russia
Journal nameObshchestvo i ekonomika
EditionIssue 7
Pages17-27
Abstract

While analyzing the current situation in Russian economy, scientists confirm that our industrial enterprises are not yet ready to compete with world industry leaders in introducing digitalization into production. In the course of digitalization implementation, the state prioritizes the development of "smart" cities, though in modern economy, the implementation of Smart City development programs is feasible only in large agglomerations. 

In the context of digitalization, regional economies are unable to support the proper level of development of municipalities with less than two hundred inhabitants, to comply with new standards. Undoubtedly, this actualizes the need to study the digitalization processes in our country. The analysis and synthesis of Russian scientists’ works suggests that the main problem associated with digitalization is the lack of funding for the programs. At the level of enterprises, there is a lack of investment, and at the level of municipalities - a lack of financing from federal and regional budgets.

Keywordseconomy of the country, region, "Smart city," digital economy, digitalization, budget, municipality
Received02.07.2021
Publication date03.08.2021
Number of characters22382
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В России в настоящее время реализуется программа развития цифровой экономики, которая должна быть реализована до 2025 года [9], в рамках этой программы утверждена стратегия развития информационного общества до 2030 года. В нашей стране большинство крупных компаний, которые могут позволить себе развивать и внедрять цифровизацию, это предприятия, относящиеся к таким сферам экономики как добыча полезных ископаемых, нефтегазодобыча и т.д. [16]. В большей мере государство берёт на себя ответственность за внедрение процессов цифровизации муниципальных образований (стандарт «Умный город» предложен Минстроем России для городов численностью более 100 тыс. человек).
2 В отечественной литературе возрастает внимание к решению проблем, возникающих при внедрении цифровых технологий.
3 Так, С. Обмачевская рассматривает вопросы, поставленные в программе «Цифровая экономика» с точки зрения мировых тенденций в экономике и повышения конкурентоспособности нашей страны [11]. С. Орехова обращает внимание на эффективность функционирования промышленных предприятий в современной экономике, которые могут стать катализатором для сегмента высокотехнического бизнеса в нашей стране, при условии поддержания и роста внутреннего спроса на рынке «B2B» [13].
4 По мнению Д. Бенц результатом проведения «цифровизации» в нашей стране, могут стать не только экономические преимущества, но и социальные выгоды (увеличение доступности медицинских услуг, сокращение затрат на образование, доступность сервисов и т. д.), а также повышения качества жизни людей (новые рабочие места, создание комфортных городов, повышение уровня безопасности и т.д.) [1].
5 Е. Истомина проводя анализ цифровизации регионов, приводит данные рейтингового агентства IMD World Digital Competitiveness Ranking, которое в 2019 году проводило исследования процессов цифровизации в разных странах, по итогам которого Россия была на 43 позиции в категории «Технологии», на 42 позиции в категории «Будущей готовности» и «Развитие цифровых навыков» (на 1 позиции по этим показателям ˗ США). В категории «Умное ЖКХ» город Москва на 6 позиции, а на 1 позиции город Сингапур [8].
6 Предпосылки городской цифровизации в России имеются. Это и высокая мотивация как правительства страны, так и органов власти в субъектах; развитие и большой охват территории в регионах широкополосным интернетом; развитие законодательства в этой области; освоение современных технологий и т.д. [14]. Наряду с общими положительными моментами по внедрению цифровизации, имеется и цифровое неравенство в регионах, характеризующееся отставанием развитости инфраструктуры в городах, низким качеством данных, собираемых на уровне муниципалитетов. Связано это, в первую очередь, с разрывом в финансировании цифровых проектов разных уровней (федерального, субъекта и муниципалитета) [14]. Повышении эффективности и прозрачности управления городской средой на местном уровне реализуется за счёт внедрения цифровых технологий, с учётом, что более 70 % населения страны проживает в городах [18]. Элементами «Умного города» являются: автоматизированные интеллектуальные системы контроля и управления жизнью города [3] (ЖКХ, общественный транспорт, автомобильное движение, образование, здравоохранение, общественная безопасность, энерго- и водоснабжение, экология и туризм) [3].

Number of purchasers: 0, views: 23

Readers community rating: votes 0

1. Bents D.S. Tsifrovizatsiya rossijskikh regionov // Informatsionnye sistemy i tekhnologii v modelirovanii i upravlenii. IV Vserossijskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya (s mezhdunarodnym uchastiem). Yalta. 21-23 maya 2019. S. 170-174.

2. Bolotov A.M. Analiz kontseptsii razvitiya tsifrovoj ehkonomiki Permskogo kraya v 2018 -2024 godakh// Sovremennaya torgovlya: teoriya, praktika, innovatsii. Materialy VIII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, posvyaschyonnoj 15-letiyu Permskogo torgovo-ehkonomicheskogo obrazovatel'nogo kompleksa (assotsiatsii) «Torgovoe obrazovanie». Perm', 15 noyabrya - 11 dekabrya 2018 g. S. 67-72.

3. Volgina D.A. Kontseptsiya ustojchivogo razvitiya «umnyj gorod» v Rossii // Transformatsiya natsional'noj sotsial'noj-ehkonomicheskoj sistemy Rossii. Materialy I Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. Moskva – 2019. S. 125-129.

4. Golovchenko V.I. Regional'nyj aspekt resheniya problem tsifrovoj ehkonomiki v sovremennoj Rossii // Nauchno-prakticheskij zhurnal Bazis. 2019. № 1(5). S. 64-68.

5. Dolgikh E.I., Antonov E.V. Rejting ustojchivogo razvitiya gorodov Rossii // Urbanistika i rynok nedvizhimosti. 2015. № 1. S. 17-32.

6. Dubrovskij V.Zh., Burak A.A. Opyt i perspektivy programmno-tselevogo upravleniya slozhno organizovannymi ehkonomicheskimi sistemami // Sovremennye upravlencheskie tekhnologii: ot teorii i metodologii k prakticheskim resheniyam. Monografiya. Ekaterinburg. 2016. S. 60-78.

7. Dubrovskij V.Zh., Rozhkov E.V. Rol' i zadachi tsifrovizatsii upravleniya munitsipal'noj sobstvennost'yu // Ural – drajver neoindustrial'nogo i industrial'nogo razvitiya Rossii. Materialy II Ural'skogo ehkonomicheskogo foruma (Ekaterinburg, 21 – 22 oktyabrya 2020 g.). UrGEhU, 2020. S. 116-122.

8. Istomina E.A. Analiz prognozov rejtingovykh agentstv v otnoshenii razvitiya tsifrovoj ehkonomiki Rossii i mira // Moskovskij ehkonomicheskij zhurnal. 2019. № 11. S. 49-50.

9. Mikheenko O.V. Tsifrovizatsiya kak osnova razvitiya ehkonomiki Rossii // Vyzovy tsifrovoj ehkonomiki: usloviya, klyuchevye instituty, infrastruktura: sbornik statej I Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. g. Bryansk. 2018. S. 36-39.

10. Mukhametov D.R. Modeli platform vovlecheniya grazhdan dlya sozdaniya v Rossii umnykh gorodov novogo pokoleniya // Voprosy innovatsionnoj ehkonomiki. 2020. Tom 10. № 3. S. 1605-1622.

11. Obmachevskaya S.N. Regional'nyj aspekt razvitiya tsifrovoj ehkonomiki: vozmozhnosti i perspektivy na primere Respublika Adygeya // Novye tekhnologii. Vyp. 1 (47). 2019. S. 269-277.

12. Orekhova S.V. Tekhnologicheskie platformy i novaya promyshlennaya politika v Rossii // Journal of economic regulation (Voprosy regulirovaniya ehkonomiki). 2017. Tom 8. № 4. S. 6-19.

13. Orekhova S.V. Promyshlennye predpriyatiya: ehlektronnaya vs traditsionnaya biznes-model' // Terra economicus. 2018. T. 16. № 4. S. 77-94.

14. Osadchaya M.V. Prognozy razvitiya tsifrovoj ehkonomiki v Rossii // Ehkonomika i biznes: teoriya i praktika. 2020. № 2-2(60). S. 67-70.

15. Saprykina A.S. Problemy tsifrovizatsii v Rossii i mekhanizmy ikh reshenij // Strukturnye preobrazovaniya ehkonomiki teorij: v poiske sotsial'nogo i ehkonomicheskogo ravnovesiya. Sbornik nauchnykh statej 3-j Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. V 2-kh tomakh. Kursk. 2020. S. 140-142.

16. Serdyukova O.A. Tsifrovaya ehkonomika Permskogo kraya: sostoyanie i perspektivy razvitiya // Ehkonomika i biznes: teoriya i praktika. 2019. № 8. S. 138-144.

17. Solov'yova I.A. Mirovye i rossijskie tendentsii gorodskogo razvitiya: integratsiya, globalizatsiya konkurentsiya i klasterizatsiya gorodov // Regional'naya ehkonomika: teoriya i praktika. 2016. № 12(435). S. 28-37.

18. Solovykh N.N. «Umnyj gorod» – odno iz prioritetnykh napravlenij programmy razvitiya tsifrovoj ehkonomiki Rossii // Aktual'nye problemy i perspektivy razvitiya ehkonomiki: rossijskij i zarubezhnyj opyt. 2018. № 15. S. 6-10.

19. Razorvin I.V., Rozhkov E.V. Institutsional'nye problemy gosudarstvennogo upravleniya ehkonomikoj// Voprosy upravleniya. 2015. № 4(16). S. 138-144.

20. Kuvshinov M.S., Komarova N.S. Sovershenstvovanie metodicheskogo instrumentariya otsenki investitsionnykh proektov// Ehkonomicheskij analiz: teoriya i praktika. 2015. № 5(404). S. 2-14.

21. Khalin V.I., Yuzvovich L.I. Metody i formy finansirovaniya real'nykh investitsij// Finansovye i pravovye aspekty sotsial'nogo orientirovannogo investirovaniya. Materialy II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. Ekaterinburg. 2019. S. 210-213.

22. Tsifrovizatsiya v malykh i srednikh gorodakh Rossii // Vysshaya shkola urbanistiki. 2018. 23 s.

23. Rejting umnykh gorodov Rossii. URL: http://www.tadviser.ru/index. php] (data prosmotra: 31.12.2020).

24. Tsifrovaya zhizn' Rossijskikh regionov-2020 // Skolkovo. 2020. 62 s.

Система Orphus

Loading...
Up