A modernization model for Russia: from cathcing up to innovating

 
PIIS020736760012969-4-1
DOI10.31857/S020736760012969-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: St. Petersburg State University of Economics
Address: Russian Federation, St.-Petersburg
Affiliation: St. Petersburg State Forestry University named after C.M. Kirov
Address: Russian Federation
Journal nameObshchestvo i ekonomika
EditionIssue 12
Pages37-55
Abstract

In the context of growing social tension in Russian society, it is necessary to carry out modernization based on technological innovation. The catch-up modernization model does not solve the problem of long-term sustainable development. Under the circumstances, the general strategy of national development should be changed to avoid threats to economic security.

Keywordsmodernization, oil and gas revenues, social tension, technological innovation, economic security of the country
Received21.12.2020
Publication date23.12.2020
Number of characters45823
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Освоение современных технологий и поддержание высоких темпов научно-технического прогресса выступают важным условием обеспечения экономической безопасности страны. Так, Стратегия экономической безопасности Российской Федерации, среди прочего, относит к основным угрозам экономической безопасности1: 1. Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года"
2
  • стремление развитых государств использовать свои преимущества в области высоких технологий в качестве инструмента глобальной конкуренции;
  • связанные с научно-техническими изменениями снижение традиционных факторов обеспечения экономического роста и исчерпание экспортно-сырьевой модели развития;
  • слабую инновационную активность, отставание в области разработки и внедрения новых и перспективных технологий.
3 Действительно, экономическая безопасность означает защищенность национальной экономики от внешних и внутренних угроз. Технологическое отставание и устаревшая материально-техническая база, делают экономику подверженной, как внешним угрозам, связанным с зависимостью от импорта передовых разработок из-за рубежа и невозможностью отечественных предприятий конкурировать на мировом рынке, так и угрозам внутренним, поскольку низкая производительность труда ведет к низкому уровню жизни населения и, как правило, усилению экономического неравенства, что способствует нарастанию социальной напряженности и обострению внутренних конфликтов.
4 Проиллюстрируем некоторые из проблем, с которыми сталкивается Россия в современных условиях и которые препятствуют ее безопасному развитию.
5 Во-первых, доходная часть федерального бюджета зависит от доходов, связанных с добычей полезных ископаемых, прежде всего, нефти и газа, цена на которые формируется на мировом рынке. Так в 2010-е годы нефтегазовые доходы составляли около половины всех доходов федерального бюджета (табл. 1). Снижение их доли в 2019 году – следствие падения цены на нефть, а также – проводимой реформы налогообложения в нефтяном секторе2. 2. Речь идет о так называемом «налоговом маневре», проводимом в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 г. №305ФЗ «О внесении изменений в статью 3.1 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» и Федеральным законом от 3 августа 2018 г. №301ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Суть «маневра» состоит в постепенной ликвидации экспортных пошлин и повышении налога на добычу полезных ископаемых. В результате экспорт должен стать более выгодным для нефтедобывающих предприятий, что стимулирует добычу, а цены на внутреннем рынке – повыситься, что, с одной стороны, увеличит нефтегазовые доходы, получаемые от источников внутри страны, а с другой – прекратит скрытое субсидирование отечественной нефтепереработки (которое предполагается заменить более непосредственным инструментом – введением акциза на нефтяное сырье, подлежащим возврату при реализации сырья отечественному нефтепереработчику). Обратная сторона этой реформы – возрастающая зависимость внутренних цен от колебаний мировых, что и проявилось в 2019 году, когда доля нефтегазовых доходов сократилась ниже уровня 2017 года, в то время как средние экспортные цены на нефть в эти годы были сопоставимы.
6 Таблица 1
7 Нефтегазовая составляющая в фактических доходах федерального бюджета РФ
8
2010 2014 2017 2018 2019
Доходы всего, млрд. руб. 8 305,4 14 496,9 15 088,9 19 454,4 20 188,8
Нефтегазовые доходы, млрд. руб. 3 830,7 7 433,8 6 971,9 9 017,8 7 924,3
Нефтегазовые доходы, в процентах от доходов федерального бюджета 46,1 51,3 46,2 46,4 39,3
Источник: данные Министерства финансов Российской Федерации (www.minfin.ru)
9 В этих условиях выполнение государством его функций находится в зависимости от конъюнктуры на мировых сырьевых рынках. Чтобы избежать существенной дестабилизации своей работы государство применяет «бюджетное правило», ограничивающее использование нефтегазовых доходов сверх определенных норм, и предписывающее зачисление остающейся их части в Фонд национального благосостояния. В случае недополучения нефтегазовых доходов эти средства, наоборот, с определенными ограничениями извлекаются из Фонда. Цена поддержания устойчивости таким способом – отвлечение из экономики значительных средств, которые могли бы быть направлены на ее развитие. Использование средств ФНБ для финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов допускается только при достижении им размера в 7% ВВП. В мае 2020 г. он достиг 10,9% ВВП3, что составляет более половины всех бюджетных расходов, запланированных на 2020 год. 3. >>>> . Дата обращение: 26.07.2020

Number of purchasers: 1, views: 129

Readers community rating: votes 0

Система Orphus

Loading...
Up