Вопросы регулирования деятельности СИФов на международном уровне

 
Код статьиS020736760012601-0-1
DOI10.31857/S020736760012601-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт экономики РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаОбщество и экономика
ВыпускВыпуск 11
Страницы65-75
Аннотация

Ведущие развивающиеся страны в последние годы уверенно вошли в тройку крупнейших мировых нетто-экспортеров капитала. Финансовые ресурсы активно экспор-тируются как государством путем размещения в иностранные активы международных резервов, так и корпоративным сектором, в том числе в виде прямых инвестиций в зару-бежные предприятия и проекты. 

При этом в условиях усиления глобальной конкуренции за перспективные про-мышленные активы все большее количество развивающихся стран начинает оказывать государственную поддержку через суверенные инвестиционные фонды, пополняемые за счет избыточных бюджетных доходов от экспорта и части валютных резервов. 

В этой связи в России на повестку дня выходят вопросы повышения эффективно-сти государственных и частных капиталовложений за рубежом, использования их по наиболее приоритетным для национальной экономики направлениям.

Ключевые словавывоз капитала, инвестиции, инвестиционная политика, суверенные фонды
Получено04.12.2020
Дата публикации04.12.2020
Кол-во символов25861
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Быстрое увеличение активов суверенных фондов развивающихся стран, а также реализованные ими в 2007-2019 г. крупные инвестиционные сделки, явно продемонстрировавшие новые финансовые возможности и устремления СИФов, вызвали серьезную озабоченность в политических и деловых кругах западных стран [1]. Росту протекционистских настроений по отношению к фондам не помешал даже тот факт, что именно инвестиции СИФов позволили крупнейшим международным банкам существенно выправить свое финансовое положение, повысить уровень ликвидности и в целом способствовали стабилизации глобальных рынков капитала, пострадавших от чрезмерного увлечения американских и европейских банкиров спекулятивной высокорисковой ипотекой [2].
2 Основное беспокойство в США и европейских странах вызывают два обстоятельства, связанных с СИФами. Во-первых, эта высокая информационная закрытость и непрозрачность деятельности фондов, противоречащая принятой на Западе практике ведения финансового бизнеса. Данный факт делает СИФы своего рода «черными ящиками», чьи операции трудно оценить и спрогнозировать. Учитывая огромные объемы капитала, контролируемые СИФами, непрозрачность и непредсказуемость их действий рассматривается как серьезная угроза стабильности мировой финансовой системы [3].
3 Во-вторых, многие критикуют тесную связь СИФов с правительствами своих стран, далеко не все из которых относятся к числу «друзей Запада». В сочетании с непрозрачностью операций, это позволяет усматривать в деятельности фондов не только обычные коммерческие мотивы, но и совершенно определенные геополитические интересы. Высказываются серьезные опасения, что инвестиции фондов в такие стратегические отрасли экономики США и ЕС, как телекоммуникации, инфраструктура, энергетика, финансовый сектор, могут обеспечить их странам мощный рычаг давления на западные государства и превратиться тем самым в значимую угрозу их национальной безопасности.
4 Указанные соображения побудили некоторые государства и международные организации приступить к разработке требований и рекомендаций к инвестиционной политике СИФов и порядку их допуска на национальные финансовые рынки. Так, в феврале 2012 г. Еврокомиссия подготовила предложения для руководящих органов ЕС (A common European approach to Sovereign Wealth Funds), в которых формируются общие принципы регулирования деятельности зарубежных СИФов в странах Евросоюза.1 Основным из них является принцип взаимной открытости (симметрии): суверенный фонд может свободно работать в ЕС, если в его стране нет существенных ограничений на европейские инвестиции [4]. 1. Экспансия суверенных фондов вызвала острую реакцию официальных кругов на Западе, усилив протекционистские тенденции. Бывший президент США Дж. Буш в 2008 г. призвал изучить последствия участия «Bourse Doubai» в капитале американской биржи NASDAQ с точки зрения его воздействия на национальную безопасность. 10 сентября 2007 г. французский президент Н. Саркози и канцлер Германии А. Меркель заявили о том, что Европейский союз должен уделять особое внимание тем областям, где конкуренция искажается из-за действий суверенных фондов. А. Меркель при этом отметила, что Германия намерена создать государственный фонд для того, чтобы противостоять враждебным захватам немецких предприятий и банков. Во Франции Орган по регулированию финансовых рынков (Autorité des marchés financiers) имеет право запросить у иностранного инвестора, намерен ли он осуществить публичное предложение на приобретение акций французской компании. В случае отсутствия ответа на этот вопрос такая операция будет запрещена в течение шести месяцев [5].
5 Значительное внимание в документе Еврокомиссии также уделено вопросам управления и повышения транспарентности фондов. Фондам рекомендуется, в частности:
6
  • публиковать свою инвестиционную политику, раскрывая в ней цели и направления капиталовложений;
  • применять только общепринятые процедуры покупки активов и отказаться от «серых» схем вхождения на финансовый рынок ЕС;
  • повысить прозрачность деятельности за счет ежегодной публикации данных об инвестиционной позиции и структуре активов, источниках финансирования операций и другой информации.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 154

Оценка читателей: голосов 0

1. O'Brien J. Barriers to Entry: Foreign Direct Investment and the Regulation of Sovereign Wealth Funds // The International Lawyer. 2008. Vol. 42. No. 4. Pр. 1231-1257.

2. Truman E. Sovereign Wealth Funds: Threat or Salvation? Peterson Institute for Interna-tional Economics, 2010. 186 Р.

3. Quadrio Curzio A., Miceli V. Sovereign Wealth Funds: A Complete Guide to State-Owned Investment Funds // Harriman Finance Essentials, 2010. 233 р.

4. Sovereign Wealth Funds: Legitimacy, Governance, and Global Power / ed. by Gordon L. Clark, Adam D. Dixon, Ashby H. B. Monk // Princeton University Press, 2013. 216 р.

5. L’énergie, Symbole de Tous les Patriotismes // Monde-économie. – P., 2007. 2 oct. P. 2.

6. Квашнина И. Влияние зарубежных инвестиций на инновационное развитие рос-сийской экономики // Электронный каталог Института экономики РАН. 2011. (Mode access - http://innclub.info/wp-con-tent/uploads/2011/05/%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D1%88%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B0_6_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BA_%D0%98%D0%A2%D0%A0_%D0%B4%D0%B4.doc).

7. Вектор. Оценки, прогнозы, приоритеты // Экспертно-аналитический журнал. ВТБ. 2008. Июнь.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх