Энергетический переход союзного государства России и Беларуси: особенности и перспективы

 
Код статьиS013122270021820-3-1
DOI10.20542/0131-2227-2022-66-7-127-134
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Дипломатическая академия МИД России
Адрес: РФ, 119021 Москва, ул. Остоженка 53/2, стр. 1
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 66 Выпуск №7
Страницы127-134
Аннотация

Анализируется процесс формирования стратегии энергоперехода в России и интеграционном пространстве Союзного государства с Республикой Беларусь. Особое внимание уделяется российской специфике и двум возможным сценариям национальной стратегии: инерционного и интенсивного. Делается вывод о том, что перспективы реализации того или иного сценария способны оказать стимулирующее воздействие на энергетику и экономику Союзного государства как единого целого и будут зависеть от дальнейшего развития межгосударственных отношений. Приводится конкретное видение мер, способных гарантировать удержание обоими субъектами – РФ и Беларусью – соответствующих позиций в мировой энергетике.

Ключевые словаизменение климата, глобальный энергопереход, Парижское соглашение, инерционный и интенсивный сценарии, энергетика, ТЭК, интегрированные энергосистемы, Россия, Беларусь, Союзное государство
Получено07.03.2022
Дата публикации01.09.2022
Кол-во символов24488
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Несмотря на вспышку в 2022 г. межгосударственных и геополитических противоречий в мире, остаются сферы, настоятельно требующие кооперации всего международного сообщества. К их числу относятся климатические трансформации планетарного масштаба. Российская Федерация и Республика Беларусь к настоящему времени стали активными участниками основных инициатив в данной сфере, хотя лидерство в обеспечении энергоперехода в рамках интеграционного пространства пока безусловно принадлежит ЕС [1].
2 Попытаемся проанализировать характер международного взаимодействия и энергетическую стратегию как России, так и Союзного государства РФ и РБ. В качестве источников преимущественно использовались доклады международных организаций и официальные документы РФ и РБ. Кроме того, учтены выводы и трактовки отечественных специалистов [2, 3, 4].
3

ПРАВОВЫЕ РАМКИ МЕЖДУНАРОДНОЙ КЛИМАТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

4 При всех противоречиях между Союзным государством и западными партнерами климатическая повестка остается одной из тех сфер, где сохраняется высокий потенциал для диалога и сотрудничества. Это продиктовано характером стоящих перед человечеством вызовов, поскольку, как официально признано на уровне ООН, рост глобальной температуры атмосферы более чем на 1.5°С чреват катастрофическими последствиями для всей планеты. Это касается не только метеорологических аспектов проблемы, но и появления дополнительных противоречий военно-политического характера, а также вероятности непредсказуемых масштабных миграций населения Земли.
5 Между тем, как следует из доклада Межправительственной группы экспертов по изменению климата (Intergovernmental Panel on Climate Change, IPCC), при сохранении текущей траектории социально-экономического развития к концу нынешнего века человечество может столкнуться с повышением глобальной температуры на 3°С [ист. 1]. Даже в случае оптимального сценария, то есть при выполнении крупнейшими экономическими державами взятых на себя обязательств по минимизации вредных выбросов в окружающую среду, уже к середине нынешнего века показатель, по расчетам IPCC, может составить не менее 2°С.
6 В этой связи в ст. 2 Парижского соглашения 2015 г. предусмотрено глобальное реагирование на угрозу изменения климата, добиваясь ограничения температуры до 1.5°С [ист. 2]. Парижское соглашение – рамочный документ, в котором определяются цели стратегии мирового сообщества в климатической повестке. Искусственное сдерживание энергоемких индустрий должно планомерно снижать энергоемкость в среднем на 2.4% в год до 2050 г. [ист. 3].
7 Подписание Парижского соглашения стало определенной вехой в международно-правовом регулировании процессов, приводящих к глобальному изменению климата. Этому предшествовало заключение в 1992 г. Рамочной конвенции ООН об изменении климата, заложившей правовой базис для международного взаимодействия в данной сфере [ист. 4]. Позже, в 1997 г., был принят Протокол к Рамочной конвенции, или так называемый Киотский протокол [ист. 5], рассматривающий практические вопросы. В частности, в приложении “B” указаны конкретные обязательства отдельных стран по ограничению эмиссии парниковых газов [ист. 6]. В связи с затянувшимся процессом ратификации документ вступил в силу лишь в 2005 г., сейчас к нему присоединилось 192 страны. До сих пор не действует Дохийская поправка 2012 г. [ист. 7], так как для этого требуется ее одобрение минимум 144 странами, чего не произошло. Соглашение предусматривает определение государствами-подписантами в их национальных юрисдикциях вкладов в реагирование на глобальное изменение климата, после чего они должны предпринимать соответствующие усилия для их реализации (ст. 4, п. 2). К настоящему времени оно ратифицировано 191 его участником, в том числе ЕС, США, Индией и Китаем.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 394

Оценка читателей: голосов 0

1. Marini V. Institutional Initiatives to Foster Green Finance at EU Level. The Rise of Green Finance in Europe, 2019, pp. 119-149. DOI:10.1007/978-3-030-22510-0_6.

2. Макаров И.С., Степанов И.А. Парижское соглашение по климату: влияние на мировую энергетику и вызовы для России. Актуальные проблемы Европы, 2018, № 1, сс. 77-100.

3. Stepanov I.A., Makarov I.A. Greenhouse Gas Emissions Regulation in Fossil Fuels Exporting Countries: Opportunities and Challenges for Russia. Post-Communist Economies, 2021. Available at: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/14631377.2021.1943918?journalCode=cpce20 (accessed 01.03.2022).

4. Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б. Роль национального климатического закона в обеспечении “энергетического перехода”. Актуальные проблемы российского права, 2022, февраль, т. 17, № 2 (135), сс. 151-162.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх