Factors affecting budget sustainability of the constituent entities of the Russian Federation: quantitative and qualitative aspects

 
PIIS020736760012598-6-1
DOI10.31857/S020736760012598-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Head of the group for pre-project development and commercialization of research results in Financial University under the Government of the Russian Federation
Affiliation: Financial University under the Government of the Russian Federation
Address: Russian Federation, Moscow
Affiliation: Financial University under the Government of the Russian Federation
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameObshchestvo i ekonomika
EditionIssue 11
Pages31-37
Abstract

The article examines the problem of the stability of the budgets of the constituent entities of the Russian Federation. The factors affecting budget sustainability, the choice of criteria and the impact mechanisms are considered. A systematic approach is proposed based on quantitative and qualitative methods for the assessment of the impact factors in the context of current macroeconomic instability and new challenges. 

Keywordsfactors, budget sustainability of the constituent entities of the Federation, quantitative and qualitative methods, new challenges; pandemic
AcknowledgmentThe article was prepared based on the results of research on the topic "Development of a financial and economic mechanism for ensuring the sustainability of the budgets of the constituent entities of the Russian Federation", carried out at the expense of budgetary funds on the state order of the Financial University.
Received03.12.2020
Publication date04.12.2020
Number of characters10503
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Значимость задачи обеспечения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации [1] и разработки методов управления, способствующих ее решению в асимметричной модели бюджетного федерализма резко возрастает в условиях внешнего давления на экономику страны, в условиях новых вызовов и рисков, когда государство становится практически единственным органом, способным обеспечить финансовую стабильность экономики и устойчивость субъектов Федерации посредством государственного регулирования и рыночного саморегулирования, гарантируя тем создание макроэкономических условий для экономического роста в долгосрочной перспективе.
2 Существуют различные точки зрения на группировку факторов, влияющих на устойчивость бюджетов субъектов Федерации, в зависимости от классификационных признаков и характеристики механизма воздействия.
3 Одним из превалирующих подходов является группировка факторов, оказывающих влияние на доходы бюджетов субъектов Федерации. В рамках данного подхода можно выделить различные точки зрения авторов на классификацию факторов, влияющих на формирование доходной составляющей бюджетов субъектов Российской Федерации [2]. Следующим из значимых подходов является классификация факторов, влияющих на результативность расходов [3].
4 У каждого из этих подходов есть определенные преимущества, но следует учитывать различия, обусловленные правовым регулированием бюджетного механизма регионов: субъекты Федерации, имеют собственное бюджетное законодательство [4]. Разумеется, при планировании доходов, а также исполнения расходов бюджетов субъектов Федерации необходимо учитывать и региональные особенности финансового положения регионов.
5 В научной литературе предлагается группировать факторы в «зависимости от направлений воздействия на параметры бюджета: факторы расходов, факторы доходной базы, факторы обязательств по госдолгу и качества управления финансами» [5]. Данный подход позволяет быстро выявлять и реагировать на факторы, которые негативно влияют на устойчивость бюджетов субъектов Федерации в зависимости от направлений воздействия на параметры бюджета.
6 Согласно другому подходу, финансовая устойчивость бюджетов субъектов Федерации − способность субъекта поддерживать финансовую достаточность бюджета при изменении внешних и внутренних факторов, гарантирующих платежеспособность и инвестиционную привлекательность региона для обеспечения реализации органами власти субъекта полномочий социально-экономического развития региона в близкой перспективе. В качестве движущей силы в этом подходе представлены различные факторы формирования и реализации финансовой устойчивости бюджета региона [6]. Между тем этот подход вызывает много вопросов по поводу характеристики «финансовой» устойчивости бюджета региона.

Number of purchasers: 0, views: 216

Readers community rating: votes 0

1. Drajvery regional'nogo rosta v Rossii: bazovaya model' s prilozheniyami // Publikatsiya OEhSR. 2018. – Rezhim dostupa: https://oecdru.org/publics.html

2. Tin'gaev A.M. Tipologiya i klassifikatsiya faktorov, vliyayuschikh na protsess planirovaniya dokhodnoj chasti regional'nykh byudzhetov i realizatsiyu funktsij gosudarstvennogo upravleniya na subfederal'nom urovne // Sistemnoe upravlenie. – Rezhim dostupa: http://sisupr.mrsu.ru//Tingaev.pdf

3. Kankulova M.I. Ponyatie i osnovnye faktory ustojchivosti byudzhetnoj sistemy // Bukhgalterskij uchet v byudzhetnykh i nekommercheskikh organizatsiyakh. 2016. S. 30-39.

4. Solyannikova S.P. Otvetstvennaya byudzhetnaya politika v usloviyakh vysokogo urovnya neopredelennosti: pravila razrabotki i kriterii otsenki // Innovatsionnoe razvitie ehkonomiki. 2016. № 3-2 (33). S. 91-96.

5. Karataev S.M. Ustojchivost' byudzhetov sub'ektov Rossijskoj Federatsii i puti ee povysheniya: dis. … kand. ehkon. nauk: 08.00.10. – M. 2003. 209 s.

6. Dugarzhapova M.A. i dr. Metodicheskie podkhody k otsenke finansovoj ustojchivosti byudzhetov sub'ektov RF // Vestnik Povolzhskogo gos. un-ta. 2017. №1(47). S. 65-73.

7. Lozhechko A.S. Upravlenie dokhodami byudzhetov sub'ektov RF v usloviyakh ehkonomicheskoj neopredelennosti: dis. … kand. ehkon. nauk: 08.00.10. // M. 2017. 201 s.

8. Shimshirt N.D. Povyshenie ustojchivosti byudzhetov sub'ektov federatsii kak strategicheskaya zadacha povysheniya ehffektivnosti publichnykh finansov // Vestnik Tomskogo gos. un-ta. 2013. №2(22). S. 147-158.

9. Byudzhetnyj prognoz na period do 2036 goda. – Rezhim dostupa: https://www.minfin.ru//2019/04/Budzhetnyyprognoz2036.

10. Spisok dolzhnikov: kak pandemiya koronavirusa povliyala na ehkonomiku regionov. – Rezhim dostupa: https://nashgorod.ru// 29-06-2020/spisok-dolzhnikov-kak-pandemiya-koronavirusa-povliyala-na-ekonomiku-regionov

Система Orphus

Loading...
Up