Факторы, оказывающие влияние на устойчивость бюджетов субъектов Российской Федерации: количественный и качественный аспект

 
Код статьиS020736760012598-6-1
DOI10.31857/S020736760012598-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: начальник Группы по сопровождению проектной и экспертной деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Аффилиация: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаОбщество и экономика
ВыпускВыпуск 11
Страницы31-37
Аннотация

В статье исследуется проблема устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации. Рассматриваются факторы, влияющие на устойчивость бюджетов, выбора критерия и механизмы этого влияния.     Предложен системный подход на основе количественных и качественных методов оценки влияния факторов в современных условиях макроэкономической нестабильности и новых вызовов.

 

Ключевые словафакторы, устойчивость бюджетов субъектов Федерации, количественные и качественные методы, новые вызовы; пандемия
Источник финансированияСтатья подготовлена по результатам исследований по теме «Разработка финансово-экономического механизма обеспечения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации», выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситету.
Получено03.12.2020
Дата публикации04.12.2020
Кол-во символов10503
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Значимость задачи обеспечения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации [1] и разработки методов управления, способствующих ее решению в асимметричной модели бюджетного федерализма резко возрастает в условиях внешнего давления на экономику страны, в условиях новых вызовов и рисков, когда государство становится практически единственным органом, способным обеспечить финансовую стабильность экономики и устойчивость субъектов Федерации посредством государственного регулирования и рыночного саморегулирования, гарантируя тем создание макроэкономических условий для экономического роста в долгосрочной перспективе.
2 Существуют различные точки зрения на группировку факторов, влияющих на устойчивость бюджетов субъектов Федерации, в зависимости от классификационных признаков и характеристики механизма воздействия.
3 Одним из превалирующих подходов является группировка факторов, оказывающих влияние на доходы бюджетов субъектов Федерации. В рамках данного подхода можно выделить различные точки зрения авторов на классификацию факторов, влияющих на формирование доходной составляющей бюджетов субъектов Российской Федерации [2]. Следующим из значимых подходов является классификация факторов, влияющих на результативность расходов [3].
4 У каждого из этих подходов есть определенные преимущества, но следует учитывать различия, обусловленные правовым регулированием бюджетного механизма регионов: субъекты Федерации, имеют собственное бюджетное законодательство [4]. Разумеется, при планировании доходов, а также исполнения расходов бюджетов субъектов Федерации необходимо учитывать и региональные особенности финансового положения регионов.
5 В научной литературе предлагается группировать факторы в «зависимости от направлений воздействия на параметры бюджета: факторы расходов, факторы доходной базы, факторы обязательств по госдолгу и качества управления финансами» [5]. Данный подход позволяет быстро выявлять и реагировать на факторы, которые негативно влияют на устойчивость бюджетов субъектов Федерации в зависимости от направлений воздействия на параметры бюджета.
6 Согласно другому подходу, финансовая устойчивость бюджетов субъектов Федерации − способность субъекта поддерживать финансовую достаточность бюджета при изменении внешних и внутренних факторов, гарантирующих платежеспособность и инвестиционную привлекательность региона для обеспечения реализации органами власти субъекта полномочий социально-экономического развития региона в близкой перспективе. В качестве движущей силы в этом подходе представлены различные факторы формирования и реализации финансовой устойчивости бюджета региона [6]. Между тем этот подход вызывает много вопросов по поводу характеристики «финансовой» устойчивости бюджета региона.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 188

Оценка читателей: голосов 0

1. Драйверы регионального роста в России: базовая модель с приложениями // Публикация ОЭСР. 2018. – Режим доступа: https://oecdru.org/publics.html

2. Тиньгаев А.М. Типология и классификация факторов, влияющих на процесс планирования доходной части региональных бюджетов и реализацию функций государственного управления на субфедеральном уровне // Системное управление. – Режим доступа: http://sisupr.mrsu.ru//Tingaev.pdf

3. Канкулова М.И. Понятие и основные факторы устойчивости бюджетной системы // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2016. С. 30-39.

4. Солянникова С.П. Ответственная бюджетная политика в условиях высокого уровня неопределенности: правила разработки и критерии оценки // Инновационное развитие экономики. 2016. № 3-2 (33). С. 91-96.

5. Каратаев С.М. Устойчивость бюджетов субъектов Российской Федерации и пути ее повышения: дис. … канд. экон. наук: 08.00.10. – М. 2003. 209 с.

6. Дугаржапова М.А. и др. Методические подходы к оценке финансовой устойчивости бюджетов субъектов РФ // Вестник Поволжского гос. ун-та. 2017. №1(47). С. 65-73.

7. Ложечко А.С. Управление доходами бюджетов субъектов РФ в условиях экономической неопределенности: дис. … канд. экон. наук: 08.00.10. // М. 2017. 201 с.

8. Шимширт Н.Д. Повышение устойчивости бюджетов субъектов федерации как стратегическая задача повышения эффективности публичных финансов // Вестник Томского гос. ун-та. 2013. №2(22). С. 147-158.

9. Бюджетный прогноз на период до 2036 года. – Режим доступа: https://www.minfin.ru//2019/04/Budzhetnyyprognoz2036.

10. Список должников: как пандемия коронавируса повлияла на экономику регионов. – Режим доступа: https://nashgorod.ru// 29-06-2020/spisok-dolzhnikov-kak-pandemiya-koronavirusa-povliyala-na-ekonomiku-regionov

Система Orphus

Загрузка...
Вверх