Creative economy and creative entrepreneurship: the academic dimension

 
PIIS020736760012597-5-1
DOI10.31857/S020736760012597-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Volgograd State Technology University
Address: Russian Federation, Volgograd
Journal nameObshchestvo i ekonomika
EditionIssue 11
Pages21-30
AbstractThe article gives the author's definition of the concept of "creative entrepreneurship", which is defined as a type of activity aimed at making a profit through the implementation of the creative competencies of an individual or a small group of individuals who are able to turn ideas into creative products or services. The author highlights the main features of the creative industries.

Keywordscreative sectors of the economy, creative class, spatial development
AcknowledgmentThe reported study was funded by RFBR, project number 20-010-00072.
Received27.11.2020
Publication date04.12.2020
Number of characters17277
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В последние десять лет наблюдается повышенный интерес к проблеме формирования и развития креативной экономики в рамках национальных стратегий диверсификации экономики и усилий по стимулированию экономического роста и повышения уровня благосостояния населения. Интерес проявляется как со стороны академического сообщества, так и со стороны правительственных организаций различного уровня1, делающих ставку на развитие креативных отраслей экономики как на потенциальные точки роста своих территорий. 1.
2 Стремительный рост научного интереса к проблематике креативной экономики начинается с 2008 года, когда мировая экономическая система столкнулась с глобальным структурным кризисом и перед правительствами большинства стран (как развитых, так и развивающихся) встал вопрос о поиске эффективной модели пространственного развития для обеспечения устойчивого экономического роста и повышения качества жизни населения. По данным Конференции ООН2 по торговле и развитию, несмотря на кризисные явления в мировой экономике, креативные отрасли в период 2002-2015 гг. продолжали расти в среднем на 7%, а объем мирового рынка креативных товаров и услуг за тот же период увеличился более чем в два раза − с 208 млрд долларов до 509 млрд долларов. 2. Creative economy outlook and country profiles: Trends in international trade in creative industries
3 Начиная с 2000-х годов, многочисленные исследования, посвященные природе и значению креативной деятельности и ее вкладу в экономический рост и благосостояние населения, заложили основу научному направлению – креативная экономика. На сегодняшний день сформировалось и функционирует несколько признанных научных школ креативной экономики. Лидирующую позицию в этом списке занимает Квинслендский технологический университет (Австралия). Остальные места распределились между канадскими, австралийскими и европейскими университетами.
4 Большинство исследователей, занимающихся проблемами функционирования креативной экономике, по традиции социогуманитарных наук, принадлежат к англосаксонской научной школе. В последние лет десять, данной проблематикой активно стали заниматься китайские ученые, чья экономика в данном сегменте является наиболее крупной. В 2015 году китайский экспорт креативной продукции в четыре раза превысил объем экспорта США и составил 168,5 млрд долл3. 3. Creative economy outlook and country profiles: Trends in international trade in creative industries 2002–2015 // Geneva: UNCTAD, 2018, p. 9.
5 Одна из лидирующих позиций по изучению креативных отраслей экономики принадлежит России. Российские исследователи активно занимаются изучением данной тематикой. Академический интерес к этой проблематике находится в тренде общемировой исследовательской повестке, рост публикаций начинается с 2009 г. Основными темами исследований являются тенденции развития креативной экономики, интеллектуальная частная собственность в креативной экономике, роль университетов в процессе становления и развития креативной экономики. Все проанализированные статьи отечественных исследователей, индексируемые базой данных Scopus, являются переводными версиями российских журналов. Данное обстоятельство, по мнению автора, может свидетельствовать о том, что фактическая повестка исследований креативной экономики российскими и западными исследователями не совпадает.

Number of purchasers: 0, views: 150

Readers community rating: votes 0

1. Abankina T.V. Kreativnaya ehkonomika: perekhod k kapitalizatsii kul'turnogo naslediya // Voprosy ehkonomiki. 2017. № 4.

2. Buzgalin A.V. Kreativnaya ehkonomika: chastnaya intellektual'naya sobstvennost' ili sobstvennost' kazhdogo na vse? // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2017. № 7.

3. Buzgalin A.V. Kreativnaya ehkonomika: pochemu i kak mozhet byt' ogranichena chastnaya intellektual'naya sobstvennost' // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2017. № 8.

4. Karpov A.O. Universitety v obschestve znanij: teoriya tvorcheskikh prostranstv // Voprosy filosofii. 2018. № 1.

5. Mirskikh I.Yu., Mingaleva Zh.A. Pravovoe regulirovanie prav na rezul'taty intellektual'noj deyatel'nosti v Rossii i za rubezhom // Vestnik Permskogo universiteta. Yuridicheskie nauki. 2015. № 3.

6. Throsby D. Modelling the cultural industries // International Journal of Cultural Policy. 2008. № 14 (3), pp. 217-232.

7. Florida R. Cities and the Creative Class // Routledge: London, 2004.

8. Howkins J. The Creative Economy: How People Make Money from Ideas // London: Penguin, 2001.

9. Bakhshi H., Freeman A., & Higgs P. A dynamic mapping of the UK’s creative industries // London: National Endowment for Science Technology and the Arts (NESTA), 2013.

10. Florida R. Kreativnyj klass: lyudi, kotorye menyayut buduschee // M.: Izdatel'skij dom «Klassika-XXI», 2011.

11. Florida R. Kto tvoj gorod? Kreativnaya ehkonomika i vybor mesta zhitel'stva // M.: Strelka Press, 2014.

12. Evans G. Measure for measure: evaluating the evidence of culture’s contribution to regeneration // Urban Studies, 2005, № 42, rr. 959-983.

13. Grodach C. Before and after the creative city: the politics of urban cultural policy in Austin // Texas. Journal of Urban Affairs, 2012. № 34, rr. 81-97.

14. Kagan S., & Hahn J. Creative cities and (un)sustainability: from creative class to sustainable creative cities // Culture and Local Governance, 2011. № 3, rr. 11-27.

15. Kourtit K. & Nijkamp P. In search of creative champions in high-tech spaces: A spatial application of strategic performance management // Journal of Regional Science, 2013. № 53(5), rr. 749-777.

16. Gülümser A.A. & Baycan-Levent, T. & Nijkamp, P. Measuring regional creative capacity: A literature review for rural-specific approaches // European Planning Studies, 2010. № 18(4), rr. 45-563.

17. Chen M.-H. & Chang, Y.-Y. & Pan J.-Y. Typology of creative entrepreneurs and entrepreneurial success // Journal of Enterprising Communities, 2018. № 12(5), rr. 632-656.

18. Chen M.-H. & Chang Y.-Y. & Wang H.-Y. Understanding Creative Entrepreneurs' Intention to Quit: The Role of Entrepreneurial Motivation, Creativity, and Opportunity // Entrepreneurship Research Journal, 2017. № 7(3), rr. 1-15.

19. Chen M.-H. & Chang Y.-Y. & Chiang M.-T. Human capital and career success of creative entrepreneurs: is guanxi network a missing link? // Journal of Small Business and Entrepreneurship, 2017. № 29(4), rr. 313-331.

20. Chen M.-H. & Chang Y.-Y. & Lo Y.-H. Creativity cognitive style, conflict, and career success for creative entrepreneurs //Journal of Business Research, 2015. № 68(4), rr. 906-910.

21. Landry C. The Creative City // London: Earthscan Publications, 2000.

22. Jones, P. & Comfort, D. & Eastwood I. & Hillier D. Creative industries: economic contributions, management challenges and support initiatives // Management Research News, 2004. № 27(11/12), rr. 134-145.

23. Küttim M. & Arvola K. & Venesaar U. Development of Creative Entrepreneurship: Opinion of Managers from Estonia, Latvia, Finland and Sweden //Business: Theory and Practice, 2011. № 12 (4), rr. 369-378.

Система Orphus

Loading...
Up