National security, strategic planning and budgeting problems in research and development

 
PIIS020736760007143-6-1
DOI10.31857/S020736760007143-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Scientific Director of ISS RAS
Affiliation: Institute for the Study of Science of the Russian Academy of Sciences (ISS RAS)
Address: Moscow, Russian Federation
Affiliation:
Address: Russian Federation
Journal nameObshchestvo i ekonomika
EditionIssue 10
Pages13-24
Abstract

With National Security Strategy and Strategy of Scientific and Technological Development of the Russian Federation in mind, and taking into account the provisions of the Federal law "On Strategic Planning in the Russian Federation", the author examines the problems associated with financing research and development programs based on results-oriented budgeting.

The need for working out of an indicative planning system based on the interaction of economic, social and financial mechanisms is substantiated, which is a strategic necessity implying  multiplicative effect of science and technology.

Keywordsnational security, strategic planning, research and development, results-oriented budgeting, basic science, national innovation system.
Received09.10.2019
Publication date30.10.2019
Number of characters30528
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

Согласно Федеральному закону от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее ФЗ-172) стратегическое планирование – «деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации» (статья 3). Таким образом мы видим, что обеспечение национальной безопасности является одной из важнейших задач стратегического планирования, в том числе в научно-исследовательской сфере. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации (далее Стратегия НТР), являясь документом стратегического планирования, «основывается на фундаментальной взаимосвязи со стратегией национальной безопасности Российской Федерации и стратегией социально-экономического развития Российской Федерации и взаимозависимости таких стратегий в целях научно-технологического развития Российской Федерации» (ФЗ-172, статья 18.1).

2 Отметим, что, согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, обеспечение национальных интересов осуществляется, в том числе, посредством реализации стратегического национального приоритета «наука, технологии и образование». Экономическая безопасность, в свою очередь, также не может обеспечиваться без повышения научной, технологической и образовательной составляющих функционирования всех отраслей экономики, развития интеллектуального капитала, высокого уровня его конкурентоспособности. Пограничная безопасность, т.е. противодействие экономической, демографической, культурно-религиозной экспансии и международной организованной преступности, также основывается на усилении интеллектуальной и научно-информационной поддержки соответствующих видов деятельности.
3 Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Правительству РФ поручено до 2024 года обеспечить достижение следующих национальных целей развития Российской Федерации:
4
  • ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа;
  • вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4 процентов;
  • создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами.

Number of purchasers: 0, views: 448

Readers community rating: votes 0

1. Сенчагов В.К. Экономика, финансы, цены: эволюция, трансформация, безопасность // М.: Анкил, 2010. С.782.

2. Миндели Л.Э., Черных С.И., Антипенко Э.Е. и др. Механизмы бюджетирования, ориентированного на результат в сфере науки и инноваций // М.: ИПРАН РАН, 2012.

3. Миндели Л.Э., Черных С.И. О программно-целевом финансировании исследований и разработок // Общество и экономика. 2012. № 12. С. 197-198.

4. Кудров В. К оценке российской социально-экономической системы // Общество и экономика. 2012. № 9. С.31.

5. Государственная дума Федерального собрания РФ. Стенограмма заседаний. Бюллетень № 121 (1669). 7 июня 2018 г. // М.: Издание Государственной думы. С. 21-22.

6. Миндели Л.Э., Черных С.И. Финансирование фундаментальной науки в России // М.: ИПРАН РАН, 2017. С. 14.

7. Ленчук Е.Б., Филатов В.И. Стратегическое планирование – путь к устойчивому развитию экономики России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. Т.11. № 4. С. 41.

8. Луценко С. О необходимом статусе Российской академии наук как юридического лица публичного права // Общество и экономика. 2019. № 6. С. 93-104.

Система Orphus

Loading...
Up