The economic and legal problems of achieving the target indicator of the national program for the development of small and medium-sized enterprises

 
PIIS020736760004941-4-1
DOI10.31857/S020736760004941-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Address: Russian Federation
Affiliation: Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Address: Russian Federation
Journal nameObshchestvo i ekonomika
EditionIssue 5
Pages28-39
Abstract

The factors detrimentally affecting the achievement of the target indicator of the national program for the development of small and medium-sized enterprises and support of individual business initiative have been scrutinized in the present article. The legislative amendments aimed at lifting the restrictions on job creation when applying special tax regimes as well as in the field of owner-operated farm management have been suggested by the authors.

Keywordssmall and medium enterprises, economic structure, gross domestic product, national program, jobs, economic growth, economic security, challenges and threats, shadow economy, control, efficiency
Received24.05.2019
Publication date03.06.2019
Number of characters26333
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Исследование потенциала малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) выводит нас на первостепенные проблемы стабильного и эффективного развития национальной экономики, вплоть до проблем обеспечения экономической безопасности России. В Указе Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» среди основных задач обеспечения устойчивого роста реального сектора экономики акцент сделан на «поддержке высокотехнологичного малого и среднего бизнеса» [1]. Если будет сформирован мощный в количественном и качественном выражении сектор МСП, который на современном этапе является «болевой точкой» российской экономики, то это позволит значительно ускорить экономический рост, расширить возможности для самореализации граждан, создать ресурсы для повышения уровня жизни граждан и снижения уровня бедности.
2 Целевым показателем Национального проекта «Развитие малого и среднего предпринимательства и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (далее – Нацпроект МСП) в соответствии с Указом  Президента Российской Федерации 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития России на период до 2024 года» (далее – Указ Президента № 204) [2] является увеличение численности занятых в сфере МСП до 25 млн. человек к 2024 году. Малый бизнес в экономике России занимает пока довольно скромное место по сравнению с другими странами: вклад малых и средних предприятий в ВВП в России 20%, в Европе –50-60%. Доля малых и средних предприятий в общей численности занятых в России 27%, в Европе – 60-70%, в Азии – 80-90%.
3 Очевидно, что повышение роли МСП в экономике предполагает значительную финансовую поддержку этого сектора. Какие же средства планируется направить на реализацию Нацпроекта МСП в ближайшие шесть лет? Президент «ОПОРы России» А. Калинин привел следующие данные: «Выделяется 450 миллиардов рублей на шесть лет», «малый бизнес ежегодно должен получать 1 трлн рублей по ставке 8,5-9,5 %, а производственные сектора под 6,5 %» [3]. Министр экономического развития РФ М. Орешкин на заседании Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам заявил, что на программу льготного кредитования в рамках Нацпроекта МСП планируется выделить 1 трлн рублей, а ставка по кредиту не должна превысить 8,5% [4].
4 Необходимо отметить, что и ранее ежегодно выделялись значительные объемы финансовых ресурсов на поддержку сектора МСП. Однако прорыва в данной сфере экономики нет уже в течение 10 лет (на эту ситуацию указывал Б. Титов – Уполномоченный по защите прав предпринимателей при Президенте Российской Федерации еще в 2015 году) [5]. Что произошло за три года, говорит президент «ОПОРы России» А. Калинин: «Мы очень долго, наверно уже лет 10, кружимся вокруг цифры в 20% вклада МСП в ВВП страны» [6].

Number of purchasers: 2, views: 953

Readers community rating: votes 0

1. Российская газета. 2017. 15 мая.

2. Российская газета. 2018. 9 мая.

3. Березина Е. На развитие малого и среднего бизнеса выделят 450 миллиардов рублей // Российская газета. 2018. 13 сентября.

4. http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depinvest/201825126 (дата обращения 25.12.18).

5. Доклад президенту 2015 «Российский бизнес: портрет в цифрах» http://doklad.

6. ombudsmanbiz.ru/pdf/2015_portret.pdf (дата обращения 11.01.2019).

7. Березина Е. На развитие малого и среднего бизнеса выделят 450 миллиардов рублей // Российская газета. 2018. 13 сентября.

8. http://www.garant.ru/news/579427/ (дата обращения 11.01.2019).

9. Петров В. Глава Счетной палаты обсудила с президентом господдержку малого бизнеса // Российская газета. 2016. 15 июля.

10. За 6 лет количество занятого населения у субъектов МСП сократилось на 3,2 млн рабочих мест, при этом неформальная занятость растет URL: http://www.ach.gov.ru/press_center/news/30151. (дата обращения 11.01.2019).

11. http://www.garant.ru/news/579427/ (дата обращения 11.02.2019).

12. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности мер поддержки малого и среднего предпринимательства в рамках реализации Плана действий Правительства РФ, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития РФ в 2016 году». URL: http://audit.gov.ru/upload/iblock/9ce/9ce1131934a8e35ab7ea13d56c7a6894.pdf. (дата обращения 11.02.2019).

13. Куда делся миллиард на поддержку бизнеса. URL:http://www.ach.gov.ru/press_center/video/28493#30152. (дата обращения 11.02.2019).

14. http://www.ach.gov.ru/press_center/publications-in-mass-media/34104 (дата обращения 11.01.2019).

15. Голова И. Только 3 % малых предприятий России «живут» более трех лет // Российская газета. 2014. 22 января.

16. http://www.vestnik-gosreg.ru/info_ul/ (дата обращения 14.01.2019).

17. Чеботарев В.С., Ионов В.А. Малое и среднее предпринимательство как важнейший фактор роста экономики // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 4 (36). С. 185.

18. http://www.ach.gov.ru/press_center/publications-in-mass-media/34104 (дата обращения 11.02.2019).

19. Собрание законодательства РФ. 2016. № 24, ст. 3549.

20. Чеботарев С., Чеботарев В., Ионов В. Высокотехнологичные малые и средние предприятия – стратегический ресурс оживления российской экономики // Общество и экономика, № 3, 2018. С. 47.

21. Чеботарев В.С., Ионов В.А. Проблемы в развитии малых форм хозяйствования на селе как одного из ключевых факторов прорывного развития современной России // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. № 2 (42). С. 285.

22. https://www.rbc.ru/economics/03/04/2013/570406039a7947fcbd44765f (дата обращения 14.02.2019).

23. Выжутович В. Налог на самозанятых // Российская газета. 2018. 18 октября.

Система Orphus

Loading...
Up