The consumer of services as the most vulnerable party in the Russian system of civil-law relationships

 
PIIS020736760000182-9-1
DOI10.31857/S020736760000182-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: head of bureau
Affiliation: JSC «RSK «MIG»
Address: Russian Federation
Journal nameObshchestvo i ekonomika
EditionIssue 7
Pages91-98
Abstract

The author analyses his personal long-term experience of participation in civil disputes in the system of legal relations in the modern Russian economy, coming to the conclusion that as consumers, ordinary citizens are most vulnerable in these legal relations, which puts them in the position of exploited entities.

Keywordscivil-law relationships, civil code, rights of the parties to the contract, public contract
Received30.07.2018
Publication date06.10.2018
Number of characters20499
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Переход российской экономики на рыночные рельсы капитализма сопровождался формированием такой системы гражданских правоотношений, в которой простые граждане-потребители законодательно и по факту стали выступать слабой стороной договора.
2 Как известно капиталистические рыночные отношения отождествляются с их свободой, хотя абсолютной свободы в цивилизованных странах априори быть не должно. В результате абсолютизации свободы договоров в гражданском праве России появилось понятие слабой (гражданин, покупатель) и сильной стороны договора (юридическое лицо). В этой связи следует отметить, что деление на слабую и сильную сторону договора есть неприкрытое ущемления прав граждан с целью обогащения сильной стороны договора за счет граждан.
3 В результате гражданин обращается в судебные инстанции только в очень крайних случаях связанных с нанесением ему существенного ущерба. В большинстве же случаев ему приходится мириться с нарушениями правил торговли и оказания услуг, неся при этом моральные и финансовые потери. По этой причине торговцы давно уяснили себе, что им выгоднее осуществлять мелкие обманы, но большой группы населения.
4 Поучительным примером неравноправия продавца и покупателя выступает процедура заключения и исполнения публичных договоров на оказание услуг физическим лицам. Так, статьей 1 ГК РФ хотя и закреплено равенство участников регулируемых ГК РФ отношений, фактически же эта норма только декларируется в кодексе, а на практике не может быть реализованной. Поэтому право и возможность формирования условий публичных договоров на оказание услуг физическим лицам узурпируется поставщиком услуг, так как он по факту является сильной стороной договора. В результате поставщик услуг, понимая предвзято статью 421 ГК РФ о свободе договора, включает в состав договора условия, которые закрепляют только его собственные интересы. Покупателю же предоставлено единственное право – отказаться от услуг данного продавца, что не всегда возможно из-за отсутствия приемлемой альтернативы. Такая практика широко распространена, например, в среде поставщиков услуг связи.
5 Характерны в этом плане действия ПАО «Ростелеком» по предоставлению услуг интерактивного телевидения, интернета и телефонии. Как известно, в соответствии со статьей 437 ГК РФ в рекламе как публичной оферте должны быть отражены все существенные условия договора. Однако в рекламе ПАО «Ростелеком» отражен минимум условий предоставления услуг: месячная цена одного из пакетов (500 руб.) без указания количества подключаемых телеприемников, скорость интернета (100 МБ/сек.), количества каналов, без указания конкретного перечня и передачи по акции оборудования (роутера и приставки) в аренду по цене 2 рубля в месяц без указания срока действия акции.

Number of purchasers: 0, views: 890

Readers community rating: votes 0

Система Orphus

Loading...
Up