Napoleon Bonaparte in Historical Memory: between Myth, Brand and Legend

 
PIIS013038640004846-8-1
DOI10.31857/S013038640004846-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor
Affiliation:
The Russian Presidential Academy Of National Economy And Public Administration
State Academic University for Humanities
Moscow State Pedagogical University
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameNovaia i noveishaia istoriia
EditionIssue 3
Pages146-166
Abstract

The author, on the basis of the works of foreign authors of recent years, analyzes how the French authorities, the French themselves, at different stages of history, related to the memory of Napoleon, how were formed the "black" and "golden" legends about the emperor.

KeywordsNapoleon Bonaparte, Restoration regime, Great Army
Received22.04.2019
Publication date23.04.2019
Number of characters72005
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Наполеон — это феномен, «который больше не повторится и который сам по себе есть целый мир нравственный и политический»1. Эти слова принадлежат графу Шарлю-Андре Поццо ди Борго, другу юности, а впоследствии кровному врагу Наполеона Бонапарта. Франсуа-Рене де Шатобриан, убежденный противник Наполеона, был одним из создателей не только «черной легенды», «антимифа», но и творцом его культа, или «золотой легенды». В этом году исполняется 250 лет со дня рождения Наполеона Бонапарта, и его имя, уже при его жизни превратившееся в легенду, стало не просто мифом, но и национальным, точнее интернациональным, брендом, фирменным знаком. 1. Слонимский Л. З. Франко-русская политика в начале столетия. - Вестник Европы, 1891, № 2, с. 823.
2 Все французские режимы по-разному к нему относились, порой спекулируя на его памяти, используя из его наследия то, что подходило им. Наполеон притягивает и отталкивает, завораживает и вызывает неприятие, но никого не оставляет равнодушным. Он сам начал создавать свою легенду, он — главный архитектор этой конструкции; он, можно сказать, первый «менеджер в истории». И легенда — основа его культа и почитания.
3

Как французские власти на разных этапах относились к его имени и наследию? Как современные историки оценивают причины его популярности во всем мире? Поскольку наполеоновская историография безгранична, остановимся на работах последних лет, опубликованных во Франции и Великобритании и посвященных непосредственно «наполеоновской легенде» и памяти о нем2. Это книга доктора истории Университета Поль Валери-Монпелье-III Эмиля Керна «Наполеон. Двести лет легенды. История памяти Первой империи»3. В течение многих лет автор посещал места наполеоновских битв и реконструкций, места, связанные с памятью о Наполеоне. История «наполеоновской легенды» — это тема докторской диссертации Керна. Книга состоит из трех частей. В первой рассматриваются основные моменты жизни Наполеона и легенды, создаваемой им самим; во второй части речь идет о создании легенды на протяжении двух веков, как «золотой», так и «черной»; в третьей анализируется Наполеон в социокультурном пространстве начала нынешнего столетия.

2. Работы французских наполеоноведов, посвященные непосредственно Наполеону Бонапарту и разным этапам его биографии, в том числе многочисленные труды Жана Тюлара, директора Фонда Наполеона Тьерри Ленца, а также Жака-Оливье Будона, президента Института Наполеона, в рамках этой статьи не являются предметом специального анализа.

3. Kern E. Napoléon. Deuх cents ans de légende. Histoire de la mémoire du premier empire. Paris, 2016.
4

Поскольку для англичан Наполеон является «предпочитаемым врагом» (он враг достойнейший, и они смогли его победить), интерес представляет их взгляд на Наполеона. В 2008 г. была опубликована книга Судхира Хазарисингха, английского историка индийского происхождения, «Легенда Наполеона»4. Для автора история Наполеона — это глубоко личностная история, корнями уходящая в его детство на острове Маврикий, который до 1814 г. был французским, назывался «остров Франции» и являлся последним пристанищем Наполеона перед ссылкой. В семье был настоящий культ Наполеона. Он, по словам историка, был не просто семейной «интеллектуальной вселенной», а ежедневно присутствовал в жизни семьи. В гостиной была эпинальская картинка5, представляющая Наполеона в Булонском лагере, награждающего солдат орденом Почетного легиона. Каждому члену семьи в обиходе давали имя одного из маршалов Наполеона. Автора книги домашние называли Неем, отца – Мюратом, а мать – самим Наполеоном6.

4. Hazareesingh S. La légende de Napoléon. Paris, 2008.

5. «Эпинальскими картинками» (Image d'Epinal) назывались иллюстративные листки с познавательными сюжетами на самые разные темы, изготавливавшиеся в печатном ателье Ж.-Ш. Пеллерена (1756-1836) из городка Эпиналь (Лотарингия). Техника печати была такова: деревянная гравюра раскрашивалась в несколько цветов с помощью трафарета.

6. Hazareesingh S. Op. cit., p. 17.

Number of purchasers: 2, views: 1281

Readers community rating: votes 0

1. Kern E. Napoléon. Deukh cents ans de légende. Histoire de la mémoire du premier empire. Paris, 2016;

2. Hazareesingh S. La légende de Napoléon. Paris, 2008;

3. Mauduit Kh. L'homme qui voulait tout. Napoléon, faste et propagande. Paris, 2015;

4. Poisson G. L’Aventure du Retour de cendres. Préface de J. Tular. Paris, 2004;

5. Demougin J. Napoléon, la legende. Paris, 2005;

6. Pagé S. Le mythe napolonien. De Las Cases à Victor Hugo. Paris, 2013;

7. Tulard J. L'Anti-Napoléon: la légende noire de l'Empereur. Paris, 1965;

8. Tyular Zh. Napoleon, ili mif o «spasitele». M., 2012;

9. Ménager V. Les Napoléon du peuple. Paris, 1988;

10. Jourdan A. Mythes et légendes de Napoleon. Paris, 2004;

11. Tan'shina N. P. «Napoleonovskaya legenda» vo Frantsii v gody Iyul'skoj monarkhii. - Novaya i novejshaya istoriya, 2016, № 5;

12. Darriulat Ph. Les patriotes. La gauche républicaine et la nation. 1830—1870. Paris, 2001;

13. Seward D. Napoleon and Hitler: a comparative biography. London, 1988;

14. Voropaev S. Ehntsiklopediya Tret'ego rejkha. M., 2005;

15. Poisson G. Le retour des cendres de l'Aiglon. Paris, 2006;

16. Malraukh A. Les chenes qu'on abat. Paris, 1971;

17. Napoléon, de l'histoire à la légende: actes du colloque des 30 novembre et 1er décembre 1999, organisé par le Musée de l'armée, Hôtel national des Invalides. Paris, 2000;

18. Petiteau N. Napoléon, de la mythologie à l'histoire. Paris, 2004;

19. Dalisson R. Célébrer la nation: les fêtes nationales en France de 1789 à nos jours. Préface de S. Hazareesingh. Paris, 2009;

20. Guitry S. Napoléon. Paris, 1955.

Система Orphus

Loading...
Up