Наполеон Бонапарт в исторической памяти: между мифом, брендом и легендой

 
Код статьиS013038640004846-8-1
DOI10.31857/S013038640004846-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор
Аффилиация:
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Государственный академический университет гуманитарных наук
Московский педагогический государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаНовая и новейшая история
ВыпускВыпуск 3
Страницы146-166
Аннотация

Автор на основе работ иностранных авторов последних анализирует, как французские власти, сами французы на разных этапах истории относились к памяти Наполеона. Каким образом формировались «черная» и «золотая» легенды об императоре.

Ключевые словаНаполеон Бонапарт, режим Реставрации, Великая армия
Источник финансированияИсследование осуществлено по гранту Правительства РФ в рамках подпрограммы «Институциональное развитие научно-исследовательского сектора» государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013 – 2020 гг. Договор № 14.Z50.31.0045.
Получено22.04.2019
Дата публикации23.04.2019
Кол-во символов72005
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Наполеон — это феномен, «который больше не повторится и который сам по себе есть целый мир нравственный и политический»1. Эти слова принадлежат графу Шарлю-Андре Поццо ди Борго, другу юности, а впоследствии кровному врагу Наполеона Бонапарта. Франсуа-Рене де Шатобриан, убежденный противник Наполеона, был одним из создателей не только «черной легенды», «антимифа», но и творцом его культа, или «золотой легенды». В этом году исполняется 250 лет со дня рождения Наполеона Бонапарта, и его имя, уже при его жизни превратившееся в легенду, стало не просто мифом, но и национальным, точнее интернациональным, брендом, фирменным знаком. 1. Слонимский Л. З. Франко-русская политика в начале столетия. - Вестник Европы, 1891, № 2, с. 823.
2 Все французские режимы по-разному к нему относились, порой спекулируя на его памяти, используя из его наследия то, что подходило им. Наполеон притягивает и отталкивает, завораживает и вызывает неприятие, но никого не оставляет равнодушным. Он сам начал создавать свою легенду, он — главный архитектор этой конструкции; он, можно сказать, первый «менеджер в истории». И легенда — основа его культа и почитания.
3

Как французские власти на разных этапах относились к его имени и наследию? Как современные историки оценивают причины его популярности во всем мире? Поскольку наполеоновская историография безгранична, остановимся на работах последних лет, опубликованных во Франции и Великобритании и посвященных непосредственно «наполеоновской легенде» и памяти о нем2. Это книга доктора истории Университета Поль Валери-Монпелье-III Эмиля Керна «Наполеон. Двести лет легенды. История памяти Первой империи»3. В течение многих лет автор посещал места наполеоновских битв и реконструкций, места, связанные с памятью о Наполеоне. История «наполеоновской легенды» — это тема докторской диссертации Керна. Книга состоит из трех частей. В первой рассматриваются основные моменты жизни Наполеона и легенды, создаваемой им самим; во второй части речь идет о создании легенды на протяжении двух веков, как «золотой», так и «черной»; в третьей анализируется Наполеон в социокультурном пространстве начала нынешнего столетия.

2. Работы французских наполеоноведов, посвященные непосредственно Наполеону Бонапарту и разным этапам его биографии, в том числе многочисленные труды Жана Тюлара, директора Фонда Наполеона Тьерри Ленца, а также Жака-Оливье Будона, президента Института Наполеона, в рамках этой статьи не являются предметом специального анализа.

3. Kern E. Napoléon. Deuх cents ans de légende. Histoire de la mémoire du premier empire. Paris, 2016.
4

Поскольку для англичан Наполеон является «предпочитаемым врагом» (он враг достойнейший, и они смогли его победить), интерес представляет их взгляд на Наполеона. В 2008 г. была опубликована книга Судхира Хазарисингха, английского историка индийского происхождения, «Легенда Наполеона»4. Для автора история Наполеона — это глубоко личностная история, корнями уходящая в его детство на острове Маврикий, который до 1814 г. был французским, назывался «остров Франции» и являлся последним пристанищем Наполеона перед ссылкой. В семье был настоящий культ Наполеона. Он, по словам историка, был не просто семейной «интеллектуальной вселенной», а ежедневно присутствовал в жизни семьи. В гостиной была эпинальская картинка5, представляющая Наполеона в Булонском лагере, награждающего солдат орденом Почетного легиона. Каждому члену семьи в обиходе давали имя одного из маршалов Наполеона. Автора книги домашние называли Неем, отца – Мюратом, а мать – самим Наполеоном6.

4. Hazareesingh S. La légende de Napoléon. Paris, 2008.

5. «Эпинальскими картинками» (Image d'Epinal) назывались иллюстративные листки с познавательными сюжетами на самые разные темы, изготавливавшиеся в печатном ателье Ж.-Ш. Пеллерена (1756-1836) из городка Эпиналь (Лотарингия). Техника печати была такова: деревянная гравюра раскрашивалась в несколько цветов с помощью трафарета.

6. Hazareesingh S. Op. cit., p. 17.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 885

Оценка читателей: голосов 0

1. Kern E. Napoléon. Deuх cents ans de légende. Histoire de la mémoire du premier empire. Paris, 2016;

2. Hazareesingh S. La légende de Napoléon. Paris, 2008;

3. Mauduit Х. L'homme qui voulait tout. Napoléon, faste et propagande. Paris, 2015;

4. Poisson G. L’Aventure du Retour de cendres. Préface de J. Tular. Paris, 2004;

5. Demougin J. Napoléon, la legende. Paris, 2005;

6. Pagé S. Le mythe napolonien. De Las Cases à Victor Hugo. Paris, 2013;

7. Tulard J. L'Anti-Napoléon: la légende noire de l'Empereur. Paris, 1965;

8. Тюлар Ж. Наполеон, или миф о «спасителе». М., 2012;

9. Ménager В. Les Napoléon du peuple. Paris, 1988;

10. Jourdan A. Mythes et légendes de Napoleon. Paris, 2004;

11. Таньшина Н. П. «Наполеоновская легенда» во Франции в годы Июльской монархии. - Новая и новейшая история, 2016, № 5;

12. Darriulat Ph. Les patriotes. La gauche républicaine et la nation. 1830—1870. Paris, 2001;

13. Seward D. Napoleon and Hitler: a comparative biography. London, 1988;

14. Воропаев С. Энциклопедия Третьего рейха. М., 2005;

15. Poisson G. Le retour des cendres de l'Aiglon. Paris, 2006;

16. Malrauх A. Les chenes qu'on abat. Paris, 1971;

17. Napoléon, de l'histoire à la légende: actes du colloque des 30 novembre et 1er décembre 1999, organisé par le Musée de l'armée, Hôtel national des Invalides. Paris, 2000;

18. Petiteau N. Napoléon, de la mythologie à l'histoire. Paris, 2004;

19. Dalisson R. Célébrer la nation: les fêtes nationales en France de 1789 à nos jours. Préface de S. Hazareesingh. Paris, 2009;

20. Guitry S. Napoléon. Paris, 1955.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх