The Rise of Arab Nationalism and the Crisis of Islamist Ideas in the 50—60s of the Twentieth Century

 
PIIS013038640003815-4-1
DOI10.31857/S013038640003815-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Junior Researcher
Affiliation: Institut for African Studies
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameNovaia i noveishaia istoriia
EditionIssue 1
Pages203-206
Abstract

The article deals with the interaction of the ideas of Arab nationalism and Islam in 50th — 60th years of the twentieth century, when Islamist ideas had not yet received a full organizational form and were in a deep crisis. At this time, parties and movements of a religious nature were oppressed or banned. At the legislative level, the norms relating to Islam and the Sharia as a whole were reduced to the maximum, with a parallel increase in the norms relating to socialist rhetoric.

KeywordsArab nationalism, Islam, Al-Azhar, M. Gaddafi, The Green Book
Received07.02.2019
Publication date07.02.2019
Number of characters13763
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

Взаимодействие исламизма и арабского национализма достигло значительных успехов после Второй мировой войны. Постоянное взаимодействие между ними говорит о том, что ни одно из этих движений во время своего расцвета не играло единоличной роли на политической арене. Между ними постоянно шла непрерывная конкуренция за право консолидации народных масс во всех государствах арабского региона. Идеи национализма помогали сотрудничеству независимых арабских стран в борьбе против империализма и сионизма Израиля и США, а зависимых стран — против колониализма Франции и Великобритании1.

1. Полонская Л. Р. Современный национализм и общественное развитие зарубежного Востока. М., 1978, с. 13.
2

Особенно ярко борьба между секуляристскими силами, выступающими за построение светского государства, и духовными, выступающими за создание исламского халифата, проявилась в странах, в которых в период подъема движения арабского национализма к власти пришли националистические элиты: Египет, Тунис, Ливия, Алжир, Йемен, Сирия, Ирак.

3

В 50—60-х годах ХХ в. арабский национализм окреп, а влияние ислама как политического проекта в борьбе за лидерство в регионе ослабло.

4

С приходом к власти революционных сил во многих арабских странах установилась однопартийная система. Все политические партии и движения, в том числе и религиозного направления, были под запретом. К примеру, в Египте со свержением монархической власти в 1952 г. и приходом к власти в 1953 г. «Свободных офицеров» во главе с Г. А. Насером установилось правление Совета революционного командования2. Все политические партии, в том числе и ведущее религиозное движение «Братья-мусульмане», оказались под запретом. В Сирии и Ираке установилась диктатура Партии арабского социалистического возрождения (Баас)3.

2. Хамруш А. Революция 23 июля 1952 г. в Египте. М., 1984, с. 192.

3. Haim S. G. Arab Nationalism. An Anthology. Berkeley, 1964, p. 62.
5

В Южном Йемене (Народная Демократическая Республика Йемен, НДРЙ) с приходом к власти Национального фронта установился проегипетский, а затем просоветский режим с единственной легальной политической партией — Йеменской социалистической партией4. В Алжире с обретением независимости и установлением «социалистической» модели государства была утверждена однопартийная система во главе с правящей партией — Фронтом национального освобождения5.

4. Gause F. G. Saudi-Yemeni Relations: Domestic Structures and Foreign Influence. New York, 1990, p. 51.

5. Политические системы современных государств: энциклопедический справочник, в 4-х т. Т. 4. Африка. М., 2014, с. 10.
6

В Ливии со свержением монархической власти установился авторитарный режим М. Каддафи, а любые политические партии в стране были запрещены.

7

В Судане в результате военного переворота Нимейри в 1969 г. на короткое время была объявлена политика построения «суданского социализма» с ведущей ролью Совета руководства революцией и запрещением всех политических партий. В Тунисе после ликвидации монархического строя к власти пришла партия «Новый Дустур», переименованная позднее в Социалистическую дустуровскую партию. В стране установилась однопартийная система и усилились секуляризационные тенденции.

8

Обоснованием легитимности однопартийной системы стало высказывание одного из лидеров националистической элиты: «Я и сам раньше считал, что трудно построить подлинную и конструктивную демократию при однопартийном режиме, но к сегодняшнему дню убедился на опыте, что демократия может быть прекрасно реализована и без многопартийности, и я рад принадлежать к партии… которая доказала, что национальное единство вокруг ее лучезарного ядра — это и есть самая надежная и самая здоровая демократия»6.

6. Видясова М. Ф., Орлов В. В. Политический ислам в странах Северной Африки. История и современное состояние. М., 2008, с. 32.

Number of purchasers: 2, views: 780

Readers community rating: votes 0

1. Polonskaya L. R. Sovremennyj natsionalizm i obschestvennoe razvitie zarubezhnogo Vostoka. M., 1978.

2. Khamrush A. Revolyutsiya 23 iyulya 1952 g. v Egipte. M., 1984.

3. Haim S. G. Arab Nationalism. An Anthology. Berkeley, 1964.

4. Gause F. G. Saudi-Yemeni Relations: Domestic Structures and Foreign Influence. New York, 1990.

5. Vidyasova M. F., Orlov V. V. Politicheskij islam v stranakh Severnoj Afriki. Istoriya i sovremennoe sostoyanie. M., 2008.

6. Efimova L. M. Sovremennyj islam i politika na zarubezhnom Vostoke. M., 1986.

7. Kepel' Zh. Dzhikhad: ehkspansiya i zakat islamizma. M., 2004.

8. Alghailani S. A. Ibn Badis and Modernity. — IPEDR, 2nd International Conference in Humanities, Historical and Social Sciences. Singapore, 2011.

9. Korotaev A. V., Khajrullin T. R. Islam, Partiya arabskogo sotsialisticheskogo vozrozhdeniya i sirijskie konstitutsii 1973—2012 gg. — Pravo i upravlenie. KhKhI vek, 2016, № 2 (39).

10. Isaev L. M., Korotaev A. V. Jemen: neizvestnaya revolyutsiya i mezhdunarodnyj konflikt. — Mirovaya ehkonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2015, № 8.

11. Korotaev A. V., Khajrulin T. R. Islam i jemenskie konstitutsii: opyt sopostavitel'nogo analiza. — Aziya i Afrika segodnya, 2017, № 5.

12. Primakov E. M. Vliyanie islama na sovremennoe obschestvennoe razvitie stran zarubezhnogo Vostoka. — Islam i ego rol' v idejno=politicheskoj bor'be razvivayuschikhsya stran Azii i Afriki. M., 1980.

13. Aburish S. K. Nasser: The Last Arab. London, 2004.

14. Bazanova E. A. Lider livijskoj revolyutsii Muammar Kaddafi: politicheskij portret. — Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya, 2004, № 1.

Система Orphus

Loading...
Up