The crisis of Russian civilizational identity in the 20th – 21st centuries and attempts to solve it

 
PIIS241328880023864-4-1
DOI10.18254/S241328880023864-4
Publication type Article
Status Published
Authors
 
Affiliation: State Academic University for the Humanities (GAUGN)
Address: Moscow, Russian Federation
Journal nameNauka.me
EditionIssue 4
Pages91-95
Abstract

The author examines the problems of Russian civilizational identity and makes an analysis of the current state of state cultural policy. Also given are the prospects for the further development of Russia in civilizational issues.

KeywordsRussia; civilization; identity; a crisis.
Received28.12.2022
Publication date31.12.2022
Number of characters8164
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 После 1991-го года перед Россией встал вопрос - “что делать дальше?” Первыми ответами стала концепция демократизации и ориентирования на запад. Ельцин встречается с президентом США и начинается активный диалог о сотрудничестве, Россия даже стала участником программы “Партнёрство во имя мира”, многие члены которого позже вошли в НАТО. Однако достаточно быстро как идеологи демократизации, так и население страны осознают, что Запад не собирается принимать страну на равных условиях, а сама идея западной жизни была явно приукрашена. Окончательной датой, когда пути России и Запада разошлись, стал февраль 2007 - Владимир Путин произносит свою Мюнхенскую речь.
2 В связи с этим, крайне важно подвести некоторые итоги попыткам России обрести свою национальную идентичность спустя почти 30 лет постсоветского существования, поскольку именно из мировоззрения формируется как внешняя, так и внутренняя политика государства.
3 Целью исследования является анализ становления российской культурно-цивилизационной идентичности с 19 века вплоть до настоящего времени.
4 К какой цивилизации принадлежит Россия? Россия — это часть Европы или часть Азии? А, может, Россия это вообще нечто особенное и причислять её к другим цивилизациям неуместно? Именно такими вопросами задаются мыслители, которые предпринимают попытки изучения российской цивилизационной идентичности. Все ответы на эти вопросы изложить в рамках данной статьи не представляется возможным, однако нам, для корректности рассуждений о состоянии современной российской идентичности необходимо рассмотреть два российских мировоззренческих подхода, которые определяли политику страны и сыграли значимую роль в её истории. Эти подходы можно условно назвать “православным”1 и “советским” или “коммунистическим”2 1. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций; Пер с англ. Т. Велимеева, Ю. Новикова – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. 603 с.

2. Хренов Н.А. Россия как тип цивилизации: постановка вопроса в связи с революцией 1917 года // Верхневолжский филологический вестник. 2018. №1
5 Первый подход получил идеологическое оформление в 19-м веке в рамках Теории официальной народности, разработанной Уваровым, и стал ёмко формулироваться лозунгом “Православие, самодержавие, народность”. В рамках теории провозглашался примат православия над другими верованиями в стране, и эта вера должна была играть ключевую роль в российском мировоззрении. Из этого неминуемо следует, что Россия отлична от западных государств, которые в массе своей католические и протестантские. Исходя из этого подхода проводилась соответствующая политика – христианизация завоёванных территорий и обращение в православное христианство католиков и протестантов. Православие выполняло легитимизирующую функцию в политической системе страны. Монарх был обвещённой Богом фигурой, а посягательство на его правление было не только правовым, но и религиозно-моральным преступлением.
6 В результате событий 1917-го года монархия была низложена, а вместе с ней пала и вся концепция российской идентичности, основанная на православии. На её место пришла новая мировоззренческая концепция – коммунистическая. Революция не заканчивалась свержением монархии, но продолжала своё движение дальше3, создавая новые идеи, которые смогли заменить прежние. «Советский народ» связывала не только общность истории и территориального пространства, но и единая цель – построение коммунизма.4 Эта цель в первой половине существования СССР виделась вполне реальной, однако уже на излёте страны немногие всерьёз её воспринимали, подтверждение чему можно найти даже в позднесоветском кинематографе. 3. Ленин В. И. Доклад на заседании ВЦИК 24 февраля 1918 года. ПСС, Т. 35. С.377

4. Калтахчян С.Т. Большая советская энциклопедия, т. 24, кн. 1 М. 1977.

views: 225

Readers community rating: votes 0

1. Khantington S. Stolknovenie tsivilizatsij; Per s angl. T. Velimeeva, Yu. Novikova – M.: OOO «Izdatel'stvo AST», 2003. 603 s.

2. Khrenov N.A. Rossiya kak tip tsivilizatsii: postanovka voprosa v svyazi s revolyutsiej 1917 goda // Verkhnevolzhskij filologicheskij vestnik. 2018. №1

3. Lenin V. I. Doklad na zasedanii VTsIK 24 fevralya 1918 goda. PSS, T. 35. S.377

4. Kaltakhchyan S.T. Bol'shaya sovetskaya ehntsiklopediya, t. 24, kn. 1 M. 1977.

5. Velichko S. A. Prichiny nachala perestrojki v SSSR (30-letiyu poyavleniya termina «Perestrojka» posvyaschaetsya) // Vestnik omskoj yuridicheskoj akademii. 2016. №2

6. Danilevskij N. Ya. Rossiya i Evropa: vzglyad na kul'turnye i politicheskie otnosheniya Slavyanskogo mira k Germano-Romanskomu. 6-e izd. / Predislovie N. N. Strakhova. SPb: Izdatel'stvo S.-Peterburgskogo Universiteta, 2995. 552 s.

Система Orphus

Loading...
Up