Кризис российской цивилизационной идентичности в XX – XXI веках и попытки его решения

 
Код статьиS241328880023864-4-1
DOI10.18254/S241328880023864-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН)
Адрес: Москва, Российская Федерация
Название журналаNauka.me
ВыпускНомер 4
Страницы91-95
Аннотация

Автор рассматривает проблематику российской цивилизационной идентичности и делает анализ современного положения государственной культурной политики. Также даются перспективы дальнейшего развития России в цивилизационной проблематике.

Ключевые словаРоссия; цивилизация; идентичность; кризис.
Получено28.12.2022
Дата публикации31.12.2022
Кол-во символов8164
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 После 1991-го года перед Россией встал вопрос - “что делать дальше?” Первыми ответами стала концепция демократизации и ориентирования на запад. Ельцин встречается с президентом США и начинается активный диалог о сотрудничестве, Россия даже стала участником программы “Партнёрство во имя мира”, многие члены которого позже вошли в НАТО. Однако достаточно быстро как идеологи демократизации, так и население страны осознают, что Запад не собирается принимать страну на равных условиях, а сама идея западной жизни была явно приукрашена. Окончательной датой, когда пути России и Запада разошлись, стал февраль 2007 - Владимир Путин произносит свою Мюнхенскую речь.
2 В связи с этим, крайне важно подвести некоторые итоги попыткам России обрести свою национальную идентичность спустя почти 30 лет постсоветского существования, поскольку именно из мировоззрения формируется как внешняя, так и внутренняя политика государства.
3 Целью исследования является анализ становления российской культурно-цивилизационной идентичности с 19 века вплоть до настоящего времени.
4 К какой цивилизации принадлежит Россия? Россия — это часть Европы или часть Азии? А, может, Россия это вообще нечто особенное и причислять её к другим цивилизациям неуместно? Именно такими вопросами задаются мыслители, которые предпринимают попытки изучения российской цивилизационной идентичности. Все ответы на эти вопросы изложить в рамках данной статьи не представляется возможным, однако нам, для корректности рассуждений о состоянии современной российской идентичности необходимо рассмотреть два российских мировоззренческих подхода, которые определяли политику страны и сыграли значимую роль в её истории. Эти подходы можно условно назвать “православным”1 и “советским” или “коммунистическим”2 1. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций; Пер с англ. Т. Велимеева, Ю. Новикова – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. 603 с.

2. Хренов Н.А. Россия как тип цивилизации: постановка вопроса в связи с революцией 1917 года // Верхневолжский филологический вестник. 2018. №1
5 Первый подход получил идеологическое оформление в 19-м веке в рамках Теории официальной народности, разработанной Уваровым, и стал ёмко формулироваться лозунгом “Православие, самодержавие, народность”. В рамках теории провозглашался примат православия над другими верованиями в стране, и эта вера должна была играть ключевую роль в российском мировоззрении. Из этого неминуемо следует, что Россия отлична от западных государств, которые в массе своей католические и протестантские. Исходя из этого подхода проводилась соответствующая политика – христианизация завоёванных территорий и обращение в православное христианство католиков и протестантов. Православие выполняло легитимизирующую функцию в политической системе страны. Монарх был обвещённой Богом фигурой, а посягательство на его правление было не только правовым, но и религиозно-моральным преступлением.
6 В результате событий 1917-го года монархия была низложена, а вместе с ней пала и вся концепция российской идентичности, основанная на православии. На её место пришла новая мировоззренческая концепция – коммунистическая. Революция не заканчивалась свержением монархии, но продолжала своё движение дальше3, создавая новые идеи, которые смогли заменить прежние. «Советский народ» связывала не только общность истории и территориального пространства, но и единая цель – построение коммунизма.4 Эта цель в первой половине существования СССР виделась вполне реальной, однако уже на излёте страны немногие всерьёз её воспринимали, подтверждение чему можно найти даже в позднесоветском кинематографе. 3. Ленин В. И. Доклад на заседании ВЦИК 24 февраля 1918 года. ПСС, Т. 35. С.377

4. Калтахчян С.Т. Большая советская энциклопедия, т. 24, кн. 1 М. 1977.

всего просмотров: 233

Оценка читателей: голосов 0

1. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций; Пер с англ. Т. Велимеева, Ю. Новикова – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. 603 с.

2. Хренов Н.А. Россия как тип цивилизации: постановка вопроса в связи с революцией 1917 года // Верхневолжский филологический вестник. 2018. №1

3. Ленин В. И. Доклад на заседании ВЦИК 24 февраля 1918 года. ПСС, Т. 35. С.377

4. Калтахчян С.Т. Большая советская энциклопедия, т. 24, кн. 1 М. 1977.

5. Величко С. А. Причины начала перестройки в СССР (30-летию появления термина «Перестройка» посвящается) // Вестник омской юридической академии. 2016. №2

6. Данилевский Н. Я. Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. 6-е изд. / Предисловие Н. Н. Страхова. СПб: Издательство С.-Петербургского Университета, 2995. 552 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх