The development features of social media as political institutions in Russia and the USA: the present stage

 
PIIS241328880023863-3-1
DOI10.18254/S241328880023863-3
Publication type Article
Status Published
Authors
 
Affiliation: State Academic University for the Humanities (GAUGN)
Address: Moscow, Russian Federation
Journal nameNauka.me
EditionIssue 4
Pages72-77
Abstract

In modern conditions, social media influence various political processes and transform both online and offline space. This paper provides a comparative analysis of qualitative and quantitative indicators reflecting the features of the present stage of development of social media as special political institutions in the Russian Federation and in the United States of America.

Keywordssocial media; political institutions; Russia; USA; political communication.
Received28.12.2022
Publication date31.12.2022
Number of characters11433
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Информационно-коммуникационные технологии оказывают все более существенное влияние на все сферы жизни общества, в том числе и политическую. Одним из инструментов такого воздействия стал Интернет: по данным от 31 июля 2022 года 69% населения Земли являются интернет-пользователями1. В настоящее время интернет-технологии играют трансформирующую роль в процессе политических коммуникаций и уже несколько десятков лет используются при мобилизации граждан на политические действия, а также при функционировании органов государственной власти. 1. World Users Statistics and 2022 World Population Stats [Электронный ресурс] // Internet World Stats. URL: >>>> (дата обращения: 30.11.2022).
2 В частности, социальные медиа начинают приобретать все большую значимость в политических процессах по всему миру. Несмотря на тот факт, что они не являются полноценным политическим институтом и причислять к данной категории их следует с осторожностью, социальные медиа обладают значимой и преобразующей ролью в процессе политической коммуникации. Так, С.В. Володенков обозначает ряд особенностей пространства политических коммуникаций в Интернете, из которых мы можем выявить несколько черт, в наибольшей степени присущих социальным медиа как политическим институтам: структурированная аудитория социальных медиа, сформированная за счет развитых горизонтальных связей и определяющая таргетированность контента; создание контента пользователями, что значительно уменьшает издержки; превалирование в восприятии сообщений пользовательских оценок (лайков, комментариев и пр.) над содержанием контента; высокий потенциал для мобилизации; влияние на повестку дня традиционных СМИ; неограниченность объема контента, а также его мультимедийность2. Приведенный перечень преимуществ позволяет сделать выводы о широком спектре возможностей использования социальных медиа в политическом процессе, поэтому в науке еще не сложилось общепринятой классификации использования социальных медиа в политике. Например, Р. Ениколопов и др. выделяют такие сферы их воздействия, как электоральные процессы, протестная активность, политическая поляризация и поведение политиков3. 2. Володенков С.В. Интернет-коммуникации в глобальном пространстве современного политического управления. М.: Издательство Московского университета, 2015. С. 65-86.

3. Enikolopov R., Petrova M., Zhuravskaya E. Political Effects of the Internet and Social Media // Annual Review of Economics. 2020. № 12. P. 415-438.
3 В целом можно выделить два направления, в рамках которых исследуется влияние социальных медиа на политические процессы. С одной стороны, они касаются повышения информированности пользователей: распространение политической информации и создание новых пространств для обсуждения политики способствуют повышению эффективности развития политического процесса. С другой стороны, они затрагивают вопросы участия граждан в политических процессах (причем на это участие влияют как органы государственной власти, так и сами пользователи социальных медиа).
4 В таких технологически развитых странах, как Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки, цифровые инструменты имеют особое значение, хотя в этих государствах существуют разные политические системы и культуры, что определяет наличие специфических черт, присущих политическим институтам социальных медиа данных стран. Учитывая вышесказанное, рассмотрим, на наш взгляд, наиболее показательные практики – проведение политических кампаний и гражданский активизм.

views: 250

Readers community rating: votes 0

1. Bronnikov I.A., Gorbachev M.V. Protestnyj potentsial samoorganizatsii rossijskikh grazhdan v usloviyakh stanovleniya novykh informatsionnykh institutov i mediastruktur // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 12: Politicheskie nauki. 2020. № 5. S. 23-35.

2. Volodenkov S.V. Internet-kommunikatsii v global'nom prostranstve sovremennogo politicheskogo upravleniya. M.: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 2015. 272 c.

3. Nevskaya T.A. Rol' sotsial'nykh setej v izbiratel'nom protsesse sovremennoj Rossii // Politika i obschestvo. 2018. № 9. S. 31-39.

4. Stepanov A.S., Stepanova N.V. Sotsial'nye media v politicheskoj sfere Rossii i SShA // Kommunikatsii. Media. Dizajn. 2019. № 2. S. 73-93.

5. Digital 2022 [Ehlektronnyj resurs] // DataReportal. URL: >>>> (data obrascheniya: 01.12.2022).

6. Enikolopov R., Petrova M., Zhuravskaya E. Political Effects of the Internet and Social Media // Annual Review of Economics. 2020. № 12. P. 415-438.

7. World Map of Social Networks [Ehlektronnyj resurs] // Vincos. URL: >>>> (data obrascheniya: 01.12.2022).

8. World Users Statistics and 2022 World Population Stats [Ehlektronnyj resurs] // Internet World Stats. URL: https://www.internetworldstats.com/stats.htm (data obrascheniya: 30.11.2022).

Система Orphus

Loading...
Up