Особенности развития социальных медиа как политических институтов в России и США: современный этап

 
Код статьиS241328880023863-3-1
DOI10.18254/S241328880023863-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН)
Адрес: Москва, Российская Федерация
Название журналаNauka.me
ВыпускНомер 4
Страницы72-77
Аннотация

В современных условиях социальные медиа осуществляют влияние на различные политические процессы и преобразуют как онлайн, так и офлайн-пространство. В данной работе приводится компаративный анализ качественных и количественных показателей, отражающих особенности современного этапа развития социальных медиа как особых политических институтов в Российской Федерации и в Соединенных Штатах Америки.

Ключевые словасоциальные медиа; политические институты; Россия; США; политическая коммуникация.
Получено28.12.2022
Дата публикации31.12.2022
Кол-во символов11433
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Информационно-коммуникационные технологии оказывают все более существенное влияние на все сферы жизни общества, в том числе и политическую. Одним из инструментов такого воздействия стал Интернет: по данным от 31 июля 2022 года 69% населения Земли являются интернет-пользователями1. В настоящее время интернет-технологии играют трансформирующую роль в процессе политических коммуникаций и уже несколько десятков лет используются при мобилизации граждан на политические действия, а также при функционировании органов государственной власти. 1. World Users Statistics and 2022 World Population Stats [Электронный ресурс] // Internet World Stats. URL: >>>> (дата обращения: 30.11.2022).
2 В частности, социальные медиа начинают приобретать все большую значимость в политических процессах по всему миру. Несмотря на тот факт, что они не являются полноценным политическим институтом и причислять к данной категории их следует с осторожностью, социальные медиа обладают значимой и преобразующей ролью в процессе политической коммуникации. Так, С.В. Володенков обозначает ряд особенностей пространства политических коммуникаций в Интернете, из которых мы можем выявить несколько черт, в наибольшей степени присущих социальным медиа как политическим институтам: структурированная аудитория социальных медиа, сформированная за счет развитых горизонтальных связей и определяющая таргетированность контента; создание контента пользователями, что значительно уменьшает издержки; превалирование в восприятии сообщений пользовательских оценок (лайков, комментариев и пр.) над содержанием контента; высокий потенциал для мобилизации; влияние на повестку дня традиционных СМИ; неограниченность объема контента, а также его мультимедийность2. Приведенный перечень преимуществ позволяет сделать выводы о широком спектре возможностей использования социальных медиа в политическом процессе, поэтому в науке еще не сложилось общепринятой классификации использования социальных медиа в политике. Например, Р. Ениколопов и др. выделяют такие сферы их воздействия, как электоральные процессы, протестная активность, политическая поляризация и поведение политиков3. 2. Володенков С.В. Интернет-коммуникации в глобальном пространстве современного политического управления. М.: Издательство Московского университета, 2015. С. 65-86.

3. Enikolopov R., Petrova M., Zhuravskaya E. Political Effects of the Internet and Social Media // Annual Review of Economics. 2020. № 12. P. 415-438.
3 В целом можно выделить два направления, в рамках которых исследуется влияние социальных медиа на политические процессы. С одной стороны, они касаются повышения информированности пользователей: распространение политической информации и создание новых пространств для обсуждения политики способствуют повышению эффективности развития политического процесса. С другой стороны, они затрагивают вопросы участия граждан в политических процессах (причем на это участие влияют как органы государственной власти, так и сами пользователи социальных медиа).
4 В таких технологически развитых странах, как Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки, цифровые инструменты имеют особое значение, хотя в этих государствах существуют разные политические системы и культуры, что определяет наличие специфических черт, присущих политическим институтам социальных медиа данных стран. Учитывая вышесказанное, рассмотрим, на наш взгляд, наиболее показательные практики – проведение политических кампаний и гражданский активизм.

всего просмотров: 251

Оценка читателей: голосов 0

1. Бронников И.А., Горбачев М.В. Протестный потенциал самоорганизации российских граждан в условиях становления новых информационных институтов и медиаструктур // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2020. № 5. С. 23-35.

2. Володенков С.В. Интернет-коммуникации в глобальном пространстве современного политического управления. М.: Издательство Московского университета, 2015. 272 c.

3. Невская Т.А. Роль социальных сетей в избирательном процессе современной России // Политика и общество. 2018. № 9. С. 31-39.

4. Степанов А.С., Степанова Н.В. Социальные медиа в политической сфере России и США // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2019. № 2. С. 73-93.

5. Digital 2022 [Электронный ресурс] // DataReportal. URL: >>>> (дата обращения: 01.12.2022).

6. Enikolopov R., Petrova M., Zhuravskaya E. Political Effects of the Internet and Social Media // Annual Review of Economics. 2020. № 12. P. 415-438.

7. World Map of Social Networks [Электронный ресурс] // Vincos. URL: >>>> (дата обращения: 01.12.2022).

8. World Users Statistics and 2022 World Population Stats [Электронный ресурс] // Internet World Stats. URL: https://www.internetworldstats.com/stats.htm (дата обращения: 30.11.2022).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх