Has Time of Philosophy Passed?

 
PIIS004287440003613-9-1
DOI10.31857/S004287440003613-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Senior Researcher
Affiliation: Institute of philosophy, Russian academy of sciences
Address: Russian Federation
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 1
Pages15-25
Abstract

In the age, when empirical sciences, such as cognitive psychology, artificial intelligence and neuro-ethics, go on invading the territory remained with philosophy after the Kantian ‘Copernican revolution’, the inevitable question is posed: is philosophy as such becoming only an item in the mankind's historical archive and a portion of an educated person's background, while having no more impact on the actual search for truth? In the paper, through a partial revision of the conventional views on the structure of scientific knowledge, the legitimate application area for philosophers' professional competences is determined. First, arguments are presented that demonstrate that possible claims of philosophy to be a science-independent description of the world are inappropriate. Then, the analysis of scientific knowledge structure reveals the previously largely ignored element therein: namely, scientific ontologies or conceptual schemes. A principal point is logical independence of scientific ontologies from the theoretical and empirical components of science. A choice of an ontology is considered here to be a free choice and a creative act of a scientist that affects competitive advantages of a proposed theory. The analysis and criticism of scientific ontologies is proposed to be regarded as a legitimate application area of philosophical competences, along with metatology, which is a normative discipline interpreting opportunities and rules for constructing subject ontologies.   

Keywordsontology, metaontology, scientific theory, object, model, mathematics, epistemology, philosophy of science
Received13.02.2019
Publication date19.02.2019
Number of characters35223
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Философия и математика – две самые старые отрасли науки, старые как сама цивилизация, и большую часть науки можно рассматривать как постепенный переход от философии к математике. Это поможет вам проложить свой путь в любой академической дисциплине… если вы чувствуете недостаток идей, обращайтесь к философии, а когда вы чувствуете, что у вас нет инструментов, обращайтесь к математике. Сандро Сканзи
2

Может ли философия быть знанием о мире?

3 Очень часто дискуссии между философами бывают неразрешимы из-за разного понимания спорящими специфики философского знания. Кому-то представляется, что он или она высказывает нечто важное и фундаментальное «о мире и месте человека в нем», а кто-то помогает ученым решить некоторые логические, концептуальные или эпистемологические проблемы. Разные намерения часто порождают несоизмеримые результаты, и спор при этих условиях оказывается неэффективен.
4 Я бы выделил две принципиальные позиции в дискуссии о статусе философского знания:
  1. всякая философская теория описывает мир или нечто в мире и, таким образом, обладает собственным предметом;
или, напротив,
  1. философия есть своего рода клининговый сервис, предлагаемый научным дисциплинам с целью очищения и упорядочения их концептуальных основ.
5 Различие между этими подходами состоит в противоположных ответах на вопрос: носит ли философская «теория» предметный или инструментальный характер, направлена ли она на описание пусть даже самых абстрактных и всеобщих свойств вещей, или философия может быть лишь набором инструментов и рецептов, помогающих познавательным процессам, осуществляемым в других областях. Я склоняюсь ко второй позиции, и в ее поддержку постараюсь привести некоторые аргументы.
6 Эпистемическая презумпция, лежавшая в основе философии с момента ее появления, состояла в том, что «разум» помогает увидеть «умопостигаемые сущности», а логические операции над абстрактными понятиями помогают прийти к неким сверхчувственным «истинам», в то время как чувства нас обманывают. Затем выяснилось, что «разум» ничуть не более надежен. Он тоже способен «обманывать», то есть порождать химеры, как и чувства. И если у познающего субъекта есть только два окна в мир – чувственное и рациональное – и оба показывают химерические картинки, то, чтобы получить хотя бы какую-то путеводную нить, остается попытаться установить некие связи или соответствия между событиями в обоих окнах1. Медиумом в поиске соответствий естественным образом оказывается язык. Истины первого вида добываются наблюдением, истины второго вида, как правило, с помощью дедукции из правдоподобных гипотез. Как только мыслящие представители человечества набредают на хорошо работающие правила соответствия между двумя видами истин относительно какого-то предмета, возникает новая научная теория. 1. Для пояснения этой мысли хорошо подходит предложенная (по несколько другому поводу) А. Ноэ и К. О’Реганом метафора дистанционно управляемого батискафа, все датчики которого оказались переподключены зловредным морским чудовищем. Сидящие за пультом ученые вынуждены искать регулярности в ставших бессмысленными показаниях приборов (см.: [Логинов, Спиридонов 2017, 33–34]).

Number of purchasers: 3, views: 2533

Readers community rating: votes 0

1. Bauman, Zygmunt (2004) The European Way to the World Order, http: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Article/baum_evr.php (Russian translation).

2. Gulyga, Arseny V. (2006) Creators of the Russian Idea, Molodaya Gvardiya, Moscow (in Russian).

3. Habermas, Jurgen (2004) Der gespaltene Westen. Kleine politische Schriften, Suhrkamp Verlag, Frankfurt an Main (Russian translation).

4. Nersesyants, Vladik S. (2000) “Constitutionalism as a National Ideology”, Constitutional and Legal Reform in the Russian Federation, pp. 6–8.

5. Primakov, Yevgeny (2009) A World without Russia? Where political myopia leads, Rossiyskaya Gazeta, Moscow (in Russian).

6. Rawls, John (1993) “The Law of Peoples”, Critical Inquiry, No 20, pp. 36–68 (Russian translation).

7. von Weizsaeceker, Ernst, Wijkman, Anders (2017) Come On! Capitalism, Short-termism, Population and Destruction of the Planet. A Report to the Club of Rome, Springer (Russian translation).

8. “Working Poor in Russia and Abroad”, Social Bulletin, 10 (2017), pp. 5–20 (in Russian).

Система Orphus

Loading...
Up