Повестка дня и её взаимосвязь с политическими предпочтениями

 
Код статьиS241328880022886-8-1
DOI10.18254/S241328880022886-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: студентка 4 курса
Аффилиация: СПбГУ, факультет политологии
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаNauka.me
ВыпускНомер 3
Страницы69-81
Аннотация

<p >В современном мире выбору человека предоставлено огромное количество источников информации и новостных сюжетов. Медиа играют большую роль в жизни каждого человека, поскольку они являются главным источником информации о мире, они формируют взгляды и представления человека, указывают какие проблемы являются важными и что об этом думать. В связи с этим отмечается необходимость изучения факторов, которые влияют на выбор индивидом источников информации и на формирование личностной повестки дня. Автор статьи раскрывает теоретические основы концепции формирования повестки дня и проводит анализ данных, полученных в рамках опроса. В результате исследования было выявлено существование зависимости между политическими предпочтениями и проблемами, отмечаемыми респондентами в качестве важных, и существование зависимости между источниками информации, которыми пользуются респонденты и их личностной повесткой дня. 

Ключевые словаповестка дня, политические предпочтения, формирование личностной повестки дня, источники информации, медиа
Получено15.11.2022
Дата публикации30.11.2022
Кол-во символов25124
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение Под повесткой дня исследователями принято подразумевать совокупность актуальных проблем в общественном сознании, в медиасреде или в рамках политической сферы жизни общества. Исследователи выделяют три основных вида повестки дня: общественная, медийная и политическая. В научной среде ведутся споры, какая из повесток является ведущей, а какая ведомой (Who Leads? Who Follows?). Одни исследователи полагают, что ключевая роль в процессе установления повестки дня принадлежит государству1. Другие исследования приходят к выводу, что политики редко следят за приоритетами широкой общественности2. Также результаты исследований показывают, что традиционная медийная повестка дня, партийная повестка в социальных сетях и повестка дня политиков в социальных сетях влияют друг на друга и в целом ни одна повестка дня не руководит другими3. Таким образом, можно отметить взаимовлияние повесток дня и зависимость степени влияния той или иной повестки дня от определенных факторов: от конкретной проблемы, от того, кто ее продвигает и «владеет» ею4, от заметности, настойчивости и согласованности5. 1. Колесников, В. Н. Актуальная Повестка Дня в Современной России: Факторы Формирования / В. Н. Колесников // Administrative Consulting. – 2017. – № 9 (105). – С. 8–17. – Текст : электронный // Научная библиотека им. М.Горького : научная электронная библиотека. –URL : https://proxy.library.spbu.ru:2230/login.aspx? (дата обращения: 12.11.2021). – Режим доступа : локальный.

2. Barberá, P. Who Leads? Who Follows? Measuring Issue Attention and Agenda Setting by Legislators and the Mass Public Using Social Media Data / P. Barberá, A. Casas, J. Nagler [ и др.]. – Текст : непосредственный // American Political Science Review. – 2019. – № 4 (113). – С. 883–901.

3. Social Media and Political Agenda Setting / F.Gilardi, T. Gesseler, M. Kubli, S. Muller. – Текст : непосредственный // POLITICAL COMMUNICATION. – 2021. – Vol. 39 (1). – С. 39-60.

4. Green-Pedersen, C. The Political Conditionality of Mass Media Influence: When Do Parties Follow Mass Media Attention? / C. Green-Pedersen, R. Stubager. – Текст : непосредственный // British Journal of Political Science. – 2010. – №. 3 (40). – C. 663–77.

5. Walgrave, S., Peter Van Aeist The Contingency of the Mass Media’s Political Agenda Setting Power: Toward a Preliminary Theory / S. Walgrave, P. Aeist. – Текст : непосредственный // Journal of Communication. – 2006. – № 1 (56). – 88-109.
2 Три уровня повестки дня
3 Формулирование теории повестки дня началось с исследования президентских выборов в США 1968 года в Чапел-Хилле6. В исследовании сравнивались освещение общественных проблем в новостях и озабоченность общественности этими проблемами. Чтобы выявить медийную повестку дня был проведен контент-анализ девяти основных источников новостей, используемых избирателями, и были выявлены темы, получившие наибольшее освещение. Общественная повестка дня была выявлена с помощью опроса случайной выборки неопределившихся избирателей. Корреляция между проблемами, освещаемыми в медиа и отмечаемые респондентами, составила 0.979, что позволило сделать вывод о том, что медиа успешно навязывают повестку дня обществу7. Исследование взаимосвязи тем медийной и общественной повестки дня получило название первого уровня повестки дня или повестки объектов (agenda of objects). Второй уровень повестки дня был раскрыт в ходе исследования выборов в США 1976 года8. Было обнаружено, что атрибуты, подчеркиваемые в прессе, в значительной степени коррелировали с повесткой дня атрибутов в обществе. Основная предпосылка, лежащая в основе определения атрибутивной повестки дня, заключается в том, что объекты в новостях имеют различные черты и характеристики, которые составляют их изображения9. Таким образом, второй уровень повестки дня показал, что «медиа могут не только указывать нам, о чем думать, они также могут указывать нам, как и что об этом думать, и даже что с этим делать»10. У. Липпман начал книгу «Общественное мнение» с главы под названием «Внешний мир и его картинка в нашем сознании» («The World Outside and the Pictures in Our Heads»)11. Следуя этому выражению, первый уровень определения повестки дня отвечает на вопрос: «О чем эти картинки?» Второй уровень повестки дня отвечает на вопрос: «Каковы доминирующие характеристики этих изображений?» На третьем уровне мы приближаемся к дословному ответу на вопрос: «Какие картинки в наших головах?».12 На первом и втором уровне повестки дня объекты и их атрибуты рассматриваются как отдельные и отчетливо дезагрегированные элементы. В действительности же наборы объектов и их атрибуты объединены в медиа сообщениях, общественных мыслях и разговорах13. Это объединение было представлено в третьем уровне повестки дня. Согласно теории сетевой повестки дня (network agenda setting) когнитивное представление индивидов об объектах и атрибутах представлено в виде сетевой структуры, где каждый узел связан со множеством других узлов14. Данная теория предполагает, что медиа могут объединять различные объекты и атрибуты и одновременно делать эти наборы элементов заметными в сознании общественности15. И чем больше вероятность того, что в сообщении упомянут сразу два элемента, тем больше вероятность того, что аудитория воспримет эти два элемента как взаимосвязанные16. При этом соединение информации в сознании индивидов может быть не в соответствии со связью в медиа сообщениях, поскольку индивиды могут бессознательно объединять два случайных сообщения17. Модель сетевой повестки дня включает три этапа: кодирование, хранение и извлечение информации. Центральное место в теории повестки дня занимает идея переноса значимости (the transfer of salience) от одной повестки дня к другой повестке дня. Эта аксиома справедлива независимо от того, определяются ли рассматриваемые повестки дня объектами, атрибутами или сетями и независимо от того, как измеряется значимость.18 Метаанализ исследований по определению повестки дня показал, что средняя корреляция между медийной и общественной повесткой дня составляет 0.487, что указывает на средний размер эффекта19. 6. McCombs, M. The Agenda-Setting Function of Mass Media . M. E. McCombs, Donald L. Shaw. – Текст : непосредственный // The Public Opinion Quarterly. – 1972. – № 2 (36). – C. 176-87.

7. Там же.

8. Lei, G., An Expanded Perspective on Agenda-Setting Effects. Exploring the Third Level of Agenda Setting / G. Lei, V. Hong Tien, M. McCombs. – Текст : непосредственный // Revista de Comunicación. – 2012. – № 11. –С. 51-68. (Media agenda-setting in a presidential election: Issues, images, and interest / D. H. Weaver, D. A. Graber, M. McCombs, C. H. Eyal. – New York : Praeger, 1981. – 227 с. – ISBN : 0030590663. – Текст : непосредственный.)

9. Kiousis, S. and Max McCombs. Agenda-Setting Effects and Attitude Strength: Political Figures During The 1996 Presidential Election / S. Kiousis, M. McCombs. – Текст : непосредственный // Communication Research. – 2004. – № 1 (31). – С. 36-57.

10. Kiousis, S. and Max McCombs. Agenda-Setting Effects and Attitude Strength: Political Figures During The 1996 Presidential Election / S. Kiousis, M. McCombs. – Текст : непосредственный // Communication Research. – 2004. – № 1 (31). – С. 36-57. (The news media and the pictures in our heads / M. E. McCombs, G. Estrada. – Текст : непосредственный // Do the media govern? politicians, voters, and reporters in America : сборник научных трудов. – London, 1997. – С. 237-247.)

11. Липпман, У. Общественное мнение / У. Липпман. – Москва : Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. – 384 с. – ISBN : 0-684-83327-1. – Текст : непосредственный.

12. Lei, G., An Expanded Perspective on Agenda-Setting Effects. Exploring the Third Level of Agenda Setting / G. Lei, V. Hong Tien, M. McCombs. – Текст : непосредственный // Revista de Comunicación. – 2012. – № 11. –С. 51-68.

13. McCombs, M. The Language of Journalism - The Language of Agenda Setting Effects / M. McCombs. – DOI: 10.14195/2183-6019_10_1. – Текст : электронный // Mediapolis : электронный научный журнал. – 2020. – № 10. – URL : https://impactum-journals.uc.pt/mediapolis/article/view/2183-6019_10_1 – Дата публикации: 04.06.2020.

14. Lei, G., An Expanded Perspective on Agenda-Setting Effects. Exploring the Third Level of Agenda Setting / G. Lei, V. Hong Tien, M. McCombs. – Текст : непосредственный // Revista de Comunicación. – 2012. – № 11. – С. 51-68. (Kaplan, S. (1973). "Cognitive maps in perception and thought" / S. Kaplan. – Chicago : Routledge, 1973. – 16 с. – Текст : непосредственный.)

15. Lei, G., An Expanded Perspective on Agenda-Setting Effects. Exploring the Third Level of Agenda Setting / G. Lei, V. Hong Tien, M. McCombs. – Текст : непосредственный // Revista de Comunicación. – 2012. – № 11. –С. 51-68.

16. Lang, A. The Limited Capacity Model of Mediated Message Processing / A. Lang. – Текст : непосредственный // Journal of Communication. – 2000. – № 1 (50). – С. 46-70.

17. Eveland Jr., W. P. The Cognitive Mediation Model of Learning from the News: Evidence from Nonelection, off-Year Election, and Presidential Election Contexts / W. P. Eveland Jr. – Текст : непосредственный // Communication Research. – 2001. – № 5 (28). – С. 571-601.

18. McCombs, M. The Language of Journalism - The Language of Agenda Setting Effects / M. McCombs. – DOI: 10.14195/2183-6019_10_1. – Текст : электронный // Mediapolis : электронный научный журнал. – 2020. – № 10. – URL : https://impactum-journals.uc.pt/mediapolis/article/view/2183-6019_10_1 – Дата публикации: 04.06.2020.

19. A Meta-Analysis of News Media’s Public Agenda-Setting Effects, 1972-2015 / Y. Luo, H. Burley, A. Moe, M. Sui. – Текст : непосредственный // Journalism and Mass Communication Quarterly. – 2019. – № 1 (96). – C. 150-72.

всего просмотров: 215

Оценка читателей: голосов 0

1. Казун, А. Д. Откуда Берется Повестка Дня? Роль СМИ в Конструировании Значимости Событий Where Does Agenda Come from?/ А. Д. Казун // Вестник Общественного Мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. –, 2017. – № 1-2. – С.182–89. – Текст : электронный // Научная библиотека им. М.Горького : научная электронная библиотека. –URL : https://proxy.library.spbu.ru:2230/login.aspx?direct=true&db=edselr&AN=edselr.36238378&lang=ru&site=eds-live&scope=site (дата обращения: 18.11.2021). – Режим доступа : локальный.

2. Колесников, В. Н. Актуальная Повестка Дня в Современной России: Факторы Формирования / В. Н. Колесников // Administrative Consulting. – 2017. – № 9 (105). – С. 8–17. – Текст : электронный // Научная библиотека им. М.Горького : научная электронная библиотека. – URL : https://proxy.library.spbu.ru:2230/login.aspx? (дата обращения: 12.11.2021). – Режим доступа : локальный.

3. Липпман, У. Общественное мнение / У. Липпман. – Москва : Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. – 384 с. – ISBN : 0-684-83327-1. – Текст : непосредственный.

4. Barberá, P. Who Leads? Who Follows? Measuring Issue Attention and Agenda Setting by Legislators and the Mass Public Using Social Media Data / P. Barberá, A. Casas, J. Nagler [ и др.]. – Текст : непосредственный // American Political Science Review. – 2019. – № 4 (113). – С. 883–901.

5. Green-Pedersen, C. The Political Conditionality of Mass Media Influence: When Do Parties Follow Mass Media Attention? / C. Green-Pedersen, R. Stubager. – Текст : непосредственный // British Journal of Political Science. – 2010. – №. 3 (40). – C. 663–77.

6. Eveland Jr., W. P. The Cognitive Mediation Model of Learning from the News: Evidence from Nonelection, off-Year Election, and Presidential Election Contexts / W. P. Eveland Jr. – Текст : непосредственный // Communication Research. – 2001. – № 5 (28). – С. 571-601.

7. Saldana, M. Attribute agenda setting and information overload: Computer-assisted analysis for understanding compelling arguments / M. Saldana. – DOI: https://doi.org/10.1075/asj.1.1.04sal . – Текст : электронный // The Agenda Setting Journal : электронный научный журнал. – 2017.– Vol. 1(1). – С.13-43. – URL : https://www.jbe-platform.com/content/journals/10.1075/asj.1.1.04sal (дата обращения: 20.11.2021).

8. Social Media and Political Agenda Setting / F.Gilardi, T. Gesseler, M. Kubli, S. Muller. – Текст : непосредственный // POLITICAL COMMUNICATION. – 2021. – Vol. 39 (1). – С. 39-60.

9. Kaplan, S. (1973). "Cognitive maps in perception and thought" / S. Kaplan. – Chicago : Routledge, 1973. – 16 с. – Текст : непосредственный.

10. Kiousis, S. and Max McCombs. Agenda-Setting Effects and Attitude Strength: Political Figures During The 1996 Presidential Election / S. Kiousis, M. McCombs. – Текст : непосредственный // Communication Research. – 2004. – № 1 (31). – С. 36-57.

11. Lang, A. The Limited Capacity Model of Mediated Message Processing / A. Lang. – Текст : непосредственный // Journal of Communication. – 2000. – № 1 (50). – С. 46-70.

12. Lei, G., An Expanded Perspective on Agenda-Setting Effects. Exploring the Third Level of Agenda Setting / G. Lei, V. Hong Tien, M. McCombs. – Текст : непосредственный // Revista de Comunicación. – 2012. – № 11. – С. 51-68.

13. A Meta-Analysis of News Media’s Public Agenda-Setting Effects, 1972-2015 / Y. Luo, H. Burley, A. Moe, M. Sui. – Текст : непосредственный // Journalism and Mass Communication Quarterly. – 2019. – № 1 (96). – C. 150-72.

14. McCombs, M. A Look at Agenda-Setting: Past, Present and Future / M. McCombs. – Текст : непосредственный // Journalism Studies. – 2005. – № 4 (6). – С. 53–57.

15. McCombs, M. The Language of Journalism - The Language of Agenda Setting Effects / M. McCombs. – DOI: 10.14195/2183-6019_10_1. – Текст : электронный // Mediapolis : электронный научный журнал. – 2020. – № 10. – URL : https://impactum-journals.uc.pt/mediapolis/article/view/2183-6019_10_1 – Дата публикации: 04.06.2020.

16. McCombs, M. The Agenda-Setting Function of Mass Media . M. E. McCombs, Donald L. Shaw. – Текст : непосредственный // The Public Opinion Quarterly. – 1972. – № 2 (36). – C. 176-87.

17. McCombs, M.E. New Directions in Agenda-Setting Theory and Research / M. E. McCombs, D. L. Shaw, D. H. Weaver. – Текст : непосредственный. – Mass Communication and Society. – 2014. – № 6 (17). – C. 781–802.

18. The news media and the pictures in our heads / M. E. McCombs, G. Estrada. – Текст : непосредственный // Do the media govern? politicians, voters, and reporters in America : сборник научных трудов. – London, 1997. – С. 237-247.

19. McCombs, M., Psychology of Agenda-Setting Effects: Mapping the Paths of Information Processing / M.McCombs, N. J. Stroud. // Review of Communication Research. – 2014. – № 2. – 68-93. – Текст : электронный // // Научная библиотека им. М. Горького : научная электронная библиотека. –URL : https://proxy.library.spbu.ru:2230/login.aspx?direct=true&db=edsgso&AN=edsgso.37343&lang=ru&site=eds-live&scope=site (дата обращения: 15.11.2021). – Режим доступа : локальный.

20. Shaw, D. Military Communication Strategies Based on How Audiences Meld Media and Agendas / D. Shaw, T. Terry, M. Minooie. – Текст : непосредственный // Military Review. – 2015. – № 6 (95). – С. 16-28.

21. What Influences Media Effects on Public Perception? A Cross-National Study of Comparative Agenda Setting / H. T. Vu, L. Jiang, P. S. Bobkowski [ и др.]. – Текст : непосредственный // International Communication Gazette. – 2019. – № 6-8 (81). – С. 580–601.

22. Walgrave, S., Peter Van Aeist The Contingency of the Mass Media’s Political Agenda Setting Power: Toward a Preliminary Theory / S. Walgrave, P. Aeist. – Текст : непосредственный // Journal of Communication. – 2006. – № 1 (56). – 88-109.

23. The Non-Linear Effect of Information on Political Attention : Media Storms and U.S. Congressional Hearings / S. Walgrave, A. E. Boydstun, R. Vliegenthart, A. Hardy. – Текст : непосредственный / Political Communication. – 2017. – № 4 (34). – С. 548–570.

24. Media agenda-setting in a presidential election: Issues, images, and interest / D. H. Weaver, D. A. Graber, M. McCombs, C. H. Eyal. – New York : Praeger, 1981. – 227 с. – ISBN : 0030590663. – Текст : непосредственный.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх