Formation of the idea of strong statehood in Russia in the XI-XV centuries

 
PIIS241328880018123-9-1
DOI10.18254/S241328880018123-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: State academic university for the humanities
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameNauka.me
EditionIssue 3
Pages71-74
Abstract

In this scientific article the developing of the "strong state" idea on eastern slavic terretories is analized. The idea of this article is to show how deeply ingrained this idea is for eastern slavic people. The main problem being under discussion in this article is to find those things that are basics for a "strong state" ideology. The article is written based on "Ethnical self-consciosness of slavs in 15th century" book (part by B.N. Florya) and on "Birth of the state. Moskovia in 15th-16th centuries" by M. M. Kromm.

Keywordsstrong state, union of the tongue(language) folk, Russia, foreign policy factor, basics, ruler-protector
Publication date29.12.2021
Number of characters7047
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Для человека на всем протяжении его существования, как для существа социального, было крайне важно отнести себя к какой-то общности, группе: языковой, территориальной, кровно-родственной и так далее. Первой подобной формой организации стала родовая община, затем соседская община (племя), затем союз племен и, наконец, государство. Разумеется, в ходе такой эволюции возникла идея иерархичности общества: действительно, чтобы общество чего-то достигало, важно грамотно распределить трудовые, экономические и временные ресурсы. Так появилась и с течением времени развивалась, видоизменяясь, группа тех, кто не занимался непосредственно производственным трудом, а защищал, распределял, организовывал процесс – речь идет о власти, государственности. В зависимости от внешних и внутренних причин по-разному складывалась политическая культура: одни тяготели к свободе, возможности вносить существенный вклад в решение касающихся их вопросов; другие же предпочитали поступиться свободой в обмен на безопасность. Развитие по второму типу приводит к формированию той самой «сильной» государственности, то есть такой форме политической организации, когда власть принадлежит либо сильному лидеру единолично, либо ему и группе его «советников». К такой форме в наиболее классическом виде относят самодержавие и абсолютизм, но это лишь крайняя степень проявления: черты «сильной» государственности можно найти и в иных формах правления.
2 Историю о развитии вышеозначенной идеи на территории расселения восточных славян можно вести с достаточно раннего периода – с XI-XIII века. Тогда появляется на российской почве сама идея политического восприятия единства. В этот период в отношении понятия «Русь» существовало две основные тенденции: первая заключалась в предельном обобщении данного понятия (в таком случае под него попадали все восточнославянские земли), тогда как вторая сужала понятие «Русь» до Киевщины и, в некоторых случаях, прилегающих территорий. Эти тенденции существовали параллельно. Идея единой, большой Руси характерна скорее для Киева, и проявляется она, в основном, при потребности отделить восточных славян от внешнего врага: язычников, болгар, поляков. Новгороду такие идеи не слишком свойственны, однако и там есть два свидетельства, подтверждающие, что идея славянской общности не была чужда и людям этого княжества. Эти свидетельства – рассказ о походе Андрея Боголюбского и свидетельство о голоде 1230 года. Как мы можем видеть, большая часть вышеперечисленного – ситуации кризисные, что наглядно демонстрирует один из столпов русского единства: сплочение перед лицом угрозы1. Во Владимиро-Суздальской земле в домонгольский период идея единой Руси выражена еще слабее. Лишь когда речь заходит о территориальных претензиях, в сферу интересов владимирских князей включается Русь. В данном контексте важно, что русские понимались как народ, а не как население политического объединения – Руси. Такой подход давал законные основания претендовать на территории, «принадлежащие» русским, так как там есть население, говорящее на соответствующем языке. 1. Впоследствии это отразилось, например, в основании собирания земель московскими князьями, начиная с Дмитрия Донского: желание сбросить монгольское иго провозглашалось главным чаянием Москвы.

views: 379

Readers community rating: votes 0

1. Этническое самосознание славян в XV столетии. М.: "Наука", 1995.

2. Кром М. Рождение государства: Московская Русь XV–XVI веков. – Новое Литературное Обозрение, 2018.

Система Orphus

Loading...
Up