Формирование идеи сильной государственности в России в XI – XV веках

 
Код статьиS241328880018123-9-1
DOI10.18254/S241328880018123-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Государственный академический университет гуманитарных наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаNauka.me
ВыпускНомер 3
Страницы71-74
Аннотация

В статье рассмотрен процесс формирования идеи «сильного» государства на территории, которую условно обозначают, как Древнерусское государство. Цель данной статьи – показать, насколько глубоко эта идея укоренилась на восточнославянской почве. Главная проблема, поднимаемая в статье – нахождение тех основ, на которых возводится и на которые опирается здание могучей державы. Статья написана с использованием книги «Этническое самосознание славян в XV столетии» и монографии Крома М.М. «Рождение государства. Московская Русь XV – XVI веков». Проблема «сильного» государства не теряла актуальности, пожалуй, с самого ее возникновения в умах русских людей. 

Ключевые слова«сильное» государство, единство народа-«языка», Русь, внешнеполитический фактор единства, столпы, правитель-защитник
Дата публикации29.12.2021
Кол-во символов7047
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Для человека на всем протяжении его существования, как для существа социального, было крайне важно отнести себя к какой-то общности, группе: языковой, территориальной, кровно-родственной и так далее. Первой подобной формой организации стала родовая община, затем соседская община (племя), затем союз племен и, наконец, государство. Разумеется, в ходе такой эволюции возникла идея иерархичности общества: действительно, чтобы общество чего-то достигало, важно грамотно распределить трудовые, экономические и временные ресурсы. Так появилась и с течением времени развивалась, видоизменяясь, группа тех, кто не занимался непосредственно производственным трудом, а защищал, распределял, организовывал процесс – речь идет о власти, государственности. В зависимости от внешних и внутренних причин по-разному складывалась политическая культура: одни тяготели к свободе, возможности вносить существенный вклад в решение касающихся их вопросов; другие же предпочитали поступиться свободой в обмен на безопасность. Развитие по второму типу приводит к формированию той самой «сильной» государственности, то есть такой форме политической организации, когда власть принадлежит либо сильному лидеру единолично, либо ему и группе его «советников». К такой форме в наиболее классическом виде относят самодержавие и абсолютизм, но это лишь крайняя степень проявления: черты «сильной» государственности можно найти и в иных формах правления.
2 Историю о развитии вышеозначенной идеи на территории расселения восточных славян можно вести с достаточно раннего периода – с XI-XIII века. Тогда появляется на российской почве сама идея политического восприятия единства. В этот период в отношении понятия «Русь» существовало две основные тенденции: первая заключалась в предельном обобщении данного понятия (в таком случае под него попадали все восточнославянские земли), тогда как вторая сужала понятие «Русь» до Киевщины и, в некоторых случаях, прилегающих территорий. Эти тенденции существовали параллельно. Идея единой, большой Руси характерна скорее для Киева, и проявляется она, в основном, при потребности отделить восточных славян от внешнего врага: язычников, болгар, поляков. Новгороду такие идеи не слишком свойственны, однако и там есть два свидетельства, подтверждающие, что идея славянской общности не была чужда и людям этого княжества. Эти свидетельства – рассказ о походе Андрея Боголюбского и свидетельство о голоде 1230 года. Как мы можем видеть, большая часть вышеперечисленного – ситуации кризисные, что наглядно демонстрирует один из столпов русского единства: сплочение перед лицом угрозы1. Во Владимиро-Суздальской земле в домонгольский период идея единой Руси выражена еще слабее. Лишь когда речь заходит о территориальных претензиях, в сферу интересов владимирских князей включается Русь. В данном контексте важно, что русские понимались как народ, а не как население политического объединения – Руси. Такой подход давал законные основания претендовать на территории, «принадлежащие» русским, так как там есть население, говорящее на соответствующем языке. 1. Впоследствии это отразилось, например, в основании собирания земель московскими князьями, начиная с Дмитрия Донского: желание сбросить монгольское иго провозглашалось главным чаянием Москвы.

всего просмотров: 380

Оценка читателей: голосов 0

1. Этническое самосознание славян в XV столетии. М.: "Наука", 1995.

2. Кром М. Рождение государства: Московская Русь XV–XVI веков. – Новое Литературное Обозрение, 2018.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх