Синтез христианской и античной культур на примере повести «Деяния Ксантиппы и Поликсены»

 
Код статьиS241328880015941-9-1
DOI10.18254/S241328880015941-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Специалист Департамента научных изданий ГАУГН
Аффилиация: Государственный академический университет гуманитарных наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаNauka.me
ВыпускНомер 1
Страницы54-59
Аннотация

В статье анализируется раннехристианская повесть «Деяния Ксантиппы и Поликсены». Произведение рассматривается в контексте современной ему популярной литературы, анализируются обнаруженные параллели в композиции и художественных приёмах текста. Делается вывод о целенаправленном использовании приёмов развлекательных литературных жанров, ориентированности автора текста на массовую аудиторию.

Ключевые словараннехристианская литература, апокрифы, Античность, Христианство
Источник финансированияВыражаю глубокую благодарность Александру Павловичу Скогореву за научное руководство и помощь в подготовке настоящей работы.
Получено16.07.2021
Дата публикации19.08.2021
Кол-во символов14012
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

1 Особенности синтеза христианской и античной культур, заложившего основу европейской цивилизации, могут быть исследованы и поняты только при обращении к конкретному материалу – к памятникам интеллектуального творчества III – VI вв.
2 Наследие христианских мыслителей древности – учителей и отцов Церкви – прекрасно известно и исследуется уже долгое время. При этом куда менее «документированная» специфика процесса христианизации, социальных и интеллектуальных «низов» римского общества остается малоизученной. Возможность ее исследования даёт, в частности, обращение к раннехристианской повести «Деяния Ксантиппы и Поликсены», составленной, по мнению издателей, не ранее середины III в.1 Этот текст никогда не переводился на русский язык и практически неизвестен отечественной науке, что делает необходимым предварить его анализ кратким пересказом. 1. A. Meinz D.D. «The Acts of Xantippe and Polyxena». // Ante-Nicene christian library. Additional volume. – Edinburgh: T. & T. Clark, 1897 – p. 203.
3 Повествование, которое ведется от лица некоего Онисима2, начинается с того, что посланный с поручением в Рим слуга высокопоставленного испанского магистрата Проба, слышит там проповедь апостола Павла. Вернувшись в Испанию, он рассказывает господину о христианстве, при этом идолы, стоящие в доме, трясутся и падают. Жена Проба, Ксантиппа, услышав их разговор, прониклась идеей нового бога. Она отходит от мирской жизни, отдаляется от мужа и хочет уехать в Рим, чтобы найти единомышленников, но боится. Проба беспокоит «болезнь» жены, он пытается вернуть её к нормальной жизни, но терпит неудачу. Вскоре в Испанию прибывает сам апостол Павел. Ксантиппа видит его и, не зная, узнаёт! Проб, заметив ее волнение, зовёт Павла к себе в дом. Он надеется на исцеление жены, ведь слуга рассказывал о слугах нового бога, что они великие целители тел и душ. Но Павел не возвращает Ксантиппу к былой жизни, наоборот, дом наполняется другими уверовавшими, такими же как она. Дьявол побуждает Проба изгнать Павла, а Ксантиппу запереть, чтобы она не приняла крещение. Но Ксантиппа, подкупив стражу, бежит в дом, где приняли Павла. По дороге демоны пытаются устрашить её вспышками огнями, но Господь уже предупредил об этом апостола и тот, выйдя навстречу Ксантиппе, прогоняет демонов. Ксантиппа приняв крещение, возвращается домой и горячо молится. В этот момент на восточной стене комнаты появляется крест и сквозь стену входит прекрасный юноша, сияющий в лучах света. Ксантиппа при виде его теряет сознание. Юноша принимает облик Павла и приводит Ксантиппу в чувство. Она беседует с Господом (текст прямо говорит, что это Господь), думая, что это Павел, но в какой-то момент видит сияние, исходящее от его лица, и узнаёт Иисуса. Тогда Он скрывается от Ксантиппы, а она, потрясённая, лежит без сил, забывая даже принимать пищу. 2. По-видимому, подразумевается один из учеников апостола Павла, которого он дважды упоминает в своих посланиях. См. Кол.4:9; Филимону 10.
4 Проб той же ночью видит вещий сон, в котором некоего жестокого царя и его царство сокрушает могучая сила. Он зовёт к себе мудрецов, прося истолковать откровение. Те разъясняют ему, что жестокий царь – дьявол, а сила, низвергающая его – Бог, которого проповедует Павел, и призывают принять от апостола крещение. В конце концов Проб тоже уверовал и крестится.

всего просмотров: 11

Оценка читателей: голосов 0

1. A. Meinz D.D. «The Acts of Xantippe and Polyxena». // Ante-Nicene christian library. Additional volume. – Edinburgh: T. & T. Clark, 1897 – 520 p.

2. Скогорев А. П. Апокрифические деяния апостолов. Арабское Евангелие детства Спасителя. Исследования. Переводы. Комментарии. – СПб.: «Алетейя», 2000. – 480 с.

3. Античный роман / Отв. ред. М. Е. Грабарь-Пассек ; АН СССР. Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького. – Москва : Наука, 1969. – 405 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх