Цифровые технологии: политика расширения доступности и развития навыков использования в Европе и России

 
Код статьиS013122270010227-0-1
DOI10.20542/0131-2227-2020-64-4-70-83
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ФГБОУ ВО "Кубанский государственный университет"
Адрес: РФ, 350040 Краснодар, ул. Ставропольская, 149
Аффилиация: ФГБОУ ВО "Кубанский государственный университет"
Адрес: РФ, 350040 Краснодар, ул. Ставропольская, 149
Аффилиация: ФГБОУ ВО "Кубанский государственный университет"
Адрес: РФ, 350040 Краснодар, ул. Ставропольская, 149
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 64 Выпуск №4
Страницы70-83
Аннотация

В информационном обществе возник новый вид социального неравенства – диспаритет в доступности и навыках использования цифровых технологий, или цифровое неравенство. Авторы раскрывают проявления указанного неравенства и акцентируют роль цифровой инклюзии (расширения охвата цифровыми технологиями) в его ослаблении. Сопоставляются показатели цифрового неравенства в европейских (и некоторых других) странах и России, выделены основные типы политик цифровой инклюзии и субъекты их реализации. Массовое овладение цифровыми навыками представлено как основополагающий индикатор цифровой инклюзии. Ключевыми акторами в ее стимулировании выступают государство и система образования. Вместе с тем в развитии цифровых навыков у различных групп населения значима роль НКО, местных сообществ, библиотек и межсекторного взаимодействия. Характеризуется система мониторинга политики цифровой инклюзии.

 

Ключевые словацифровое неравенство, цифровая инклюзия, цифровая социализация, политика цифровой инклюзии, межсекторное взаимодействие
Источник финансированияСтатья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-011-00975 "Субъективное пространство политики: возможности и вызовы сетевого общества".
Получено10.03.2020
Дата публикации11.03.2020
Кол-во символов51331
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Современная реальность меняется такими темпами, что в социальных и гуманитарных науках возникает проблема "терминологического голода", зачастую явления успевают пройти весь жизненный цикл и уйти в небытие, так и не получив имени. Общество "текучей современности" (З. Бауман) породило настоящий бум использования метафор в научных исследованиях.
2 Значение понятия “цифровоеˮ за последние 30 лет далеко ушло от обозначения принадлежности к двоичной системе счисления. Термин “цифровойˮ стал применяться не только для номинации новых явлений и процессов, связанных с цифровой средой (от уже привычной “цифровой экономикиˮ до “цифровой личностиˮ и “цифрового волонтерстваˮ). Он начал использоваться также при обозначении субдисциплин различных наук, имеющих полем исследования цифровое пространство и его обитателей (так институализировались цифровые антропология, этнография, социология и др.). Как заметил Н. Негропонте четверть века назад: быть цифровым – это больше, чем просто жить в ситуации, которой свойственны все характеристики цифрового. Это процесс взаимодействия с машинными агентами, которые понимают, запоминают и реагируют на нашу индивидуальность “в той же степени тонкости (или даже большей), чем мы можем ожидать от других людей” [1, p. 164].
3 Цифровизация всех сфер общественной жизни становится серьезным вызовом для государства как института публичной власти. Перефразируя известные слова М. Резерфорда, можно сказать: чтобы государство было на волне цифровизации, оно само должно эту волну создавать. Как свидетельствуют итоги научно-исследовательского проекта Digital Planet (The Fletcher School at Tufts University), в сравнительном рейтинге 42 стран по 7 ключевым категориям благоприятности условий для ведения цифрового бизнеса список возглавляют США и Великобритания, в то время как Россия и Индонезия его замыкают1. Претендующие на лидерство державы демонстрируют свои конкурентные преимущества прежде всего в сфере высоких цифровых технологий, внедряемых в экономику, муниципальное хозяйство, СМИ и т.д. Но если люди, включенные в процессы цифровизации как производители и потребители материальных и духовных благ, не обладают необходимыми цифровыми знаниями и навыками, все масштабные программы и проекты будут обречены на провал. 1. Самые цифровые страны мира: рейтинг 2019 года. Available at: >>>> (accessed 03.02.2020).
4 В предлагаемой статье мы раскрываем содержание и соотнесение терминов "цифровое неравенство", "цифровая инклюзия" и "цифровая социализация", приводим результаты сравнительного анализа страновых моделей политики цифровой инклюзии.
5

Теоретические рамки исследования

6 Концепция Интернета как генеративного пространства2 [2; 3] в качестве ключевого положения содержит утверждение о принципиальной открытости и незавершенности Интернета, что ускоряет процессы роста разнообразия социальной организации, одновременно увеличивая ее чувствительность к изменениям. Эта концепция в определенной степени перекликается с предложенной несколько лет назад авторами концепцией сетевого фронтира. Он трактуется как подвижная граница пространства контакта, взаимовлияния и взаимопроникновения социальных и культурных практик сетевого общества и предшествующих цивилизационных социальных и культурных практик [4, с. 68]. 2. Генеративное пространство – пространство производства инноваций, которое является не только результатом, но и двигателем эволюционных процессов.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 464

Оценка читателей: голосов 0

1. Negroponte N. Being Digital. New York, Hodder and Stoughton, 1995. 243 p.

2. Zittrain J. The Future of the Internet – And How to Stop It. New Haven, CT; London, Yale Univ. Press, 2008. 342 p.

3. Асмолов Г.А., Асмолов А.Г. Интернет как генеративное пространство. Вопросы психологии, 2019, № 4, сс. 3-28. [Asmolov G.A., Asmolov A.G. Internet kak generativnoe prostranstvo [The Internet as a Generative Space]. Voprosy psikhologii, 2019, no. 4, pp. 3-28.]

4. Морозова Е.В., Мирошниченко И.В., Рябченко Н.А. Фронтир сетевого общества. Мировая экономика и международные отношения, 2016, т. 60, № 2, сс. 83-97. [Morozova E.V., Miroshnichenko I.V., Ryabchenko N.A. Frontir setevogo obshchestva [The Frontier of Network Society]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2016, vol. 60, no. 2, pp. 83-97.]

5. Лапкин В.В., Семененко И.С. “Человек политический” перед вызовами “infomodernity”. Полис. Политические исследования, 2013, № 6, сс. 64-81. [Lapkin V.V., Semenenko I.S. “Chelovek politicheskii” pered vyzovami “infomodernity” ["Political Person” before the Challenges of “Infomodernity”]. Polis. Political Studies, 2013, no. 6, pp. 64-81.]

6. Садовая Е.С. Человек в цифровом обществе: динамика социально-трудовых отношений. Южно-российский журнал социальных наук, 2018, т. 19, № 3, сс. 6-20. [Sadovaya E.S. Chelovek v tsifrovom obshchestve: dinamika sotsial'no-trudovykh otnoshenii [People in a Digital Society: Dynamics of Social and Labor Relations]. South-Russian Journal of Social Sciences, 2018, vol. 19, no. 3, pp. 6-20.] DOI:10.31429/26190567-19-3-6-20

7. Мельникова Т.С. Роль цифровой социализации в процессе модернизации политической культуры современной России: постановка исследовательских задач. Власть, 2017, № 7, сс. 80-85. [Mel'nikova T.S. Rol' tsifrovoi sotsializatsii v protsesse modernizatsii politicheskoi kul'tury sovremennoi Rossii: postanovka issledovatel'skikh zadach [The Role of Digital Socialisation in the Process of Modernizing Political Culture in Present Russia: Setting the Research Goals]. Vlast', 2017, no. 7, pp. 80-85.]

8. Мороз О.В. Практики дигитального обучения: как стать ответственным горожанином? Шаги, 2017, № 3 (2), сс. 117-130. [Moroz O.V. Praktiki digital'nogo obucheniya: kak stat' otvetstvennym gorozhaninom? [Practices of Digital Training: How to Become a Responsible Citizen?] Shagi, 2017, no.3 (2), pp. 117-130.]

9. Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире. Социальная психология и общество, 2018, т. 9, № 3, сс. 71-80. [Soldatova G.U. Tsifrovaya sotsializatsiya v kul'turno-istoricheskoi paradigme: izmenyayushchiisya rebenok v izmenyayushchemsya mire [Digital Socialization in the Cultural-Historical Paradigm: A Changing Child in a Changing World]. Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo, 2018, vol. 9, no. 3, pp. 71-80.] DOI:10.17759/ sps.2018090308

10. Al-Muwil A., Weerakkody V., El-haddadeh R., Dwivedi Y. Balancing Digital-By-Default with Inclusion: A Study of the Factors Influencing E-Inclusion in the UK. Information Systems Frontiers, 2019, no. 21, pp. 635-659. Available at: https://ideas.repec.org/a/spr/infosf/v21y2019i3d10.1007_s10796-019-09914-0.html (accessed 29.12.2019).

11. Дедюлина М.А. Цифровое неравенство: философское осмысление. Studia Humanitatis, 2017, № 2. [Dedyulina M.A. Tsifrovoe neravenstvo: filosofskoe osmyslenie [Digital Inequality: Philosophical Thinking]. Studia Humanitatis, 2017, no. 2.] Available at: http://st-hum.ru/content/dedyulina-ma-cifrovoe-neravenstvo-filosofskoe-osmyslenie (accessed 29.12.2019).

12. Бондаренко С. Цифровое неравенство. Наука и жизнь, 2001, № 6. [Bondarenko S. Tsifrovoe neravenstvo [Digital Inequality]. Nauka i zhizn', 2001, no. 6.] Available at: https://www.nkj.ru/archive/articles/6053/ (accessed 29.12.2019).

13. Van Deursen A.J.A.M., Helsper E., Eynon R., van Dijk J.A.G.M. The Compoundness and Sequentiality of Digital Inequality. International Journal of Communication, 2017, no. 11, pp. 452-473.

14. Van Deursen A.J.A.M., van Dijk J.A.G.M. The Digital Divide Shifts to Differences in Usage. New Media and Society, 2013, no.16, pp. 507-526.

15. OECD Skills Outlook 2019: Thriving in a Digital World. Paris, OECD Publishing, 2019. Available at: https://doi.org/10.1787/df80bc12-en (accessed 29.12.2019).

16. Helsper E., van Deursen A.J.A.M. Digital Skills in Europe: Research and Policy. Digital Divides. Ed. by Andreasson K. Boca Raton, CRC Press, Taylor & Francis Group, 2015, pp. 125-149.

17. Волченко О.В. Динамика цифрового неравенства в России. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, 2016, № 5, сс. 163-182. [Volchenko O.V. Dinamika tsifrovogo neravenstva v Rossii [Dynamics of Digital Inequality in Russia]. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes Journal, 2016, no. 5, pp. 162-181.] DOI:10.14515/monitoring.2016.5.10

18. European Commission. A Digital Agenda for Europe. Brussels: European Commission COM. 2010, 19 May. Available at: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52010DC0245R (01)&from=EN (accessed 29.12.2019).

19. Rosa Ribeiro F. Digital Inclusion as Public Policy Disputes in The Human Rights Field. International Journal of Human Rights, 2013, vol. 10, no.18, pp. 33-54.

20. Scheerder A., van Deursen A.J.A.M., van Dijk J.A.G.M. Determinants of Internet Skills, Uses and Outcomes. A Systematic Review of the Second- and Third-Level Digital Divide. Telematics and Informatics, 2017, no. 34(8), pp. 1607-1624. DOI:http://dx.doi.org/10.1016/j.tele.2017.07

21. Capacity Building in a Changing ICT Environment. Geneva, ITU, 2018. Available at: https://academy.itu.int/main-activities/research-publications/capacity-building-changing-ict-environment-2018 (accessed 29.12.2019).

22. Carretero S., Vuorikari R., Punie Y. DigComp 2.1: The Digital Competence Framework for Citizens with Eight Proficiency Levels and Examples of Use. Luxembourg, Publications Office of the European Union, 2017. 48 p. DOI:10.2760/38842 Available at: https://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/bitstream/JRC106281/web-digcomp2.1pdf_ (online).pdf (accessed 03.02.2020).

23. Building Digital Competencies to Benefit from Frontier Technologies. UNCTAD New York, United Nations Publications, 2019. Available at: https://unctad.org/en/pages/PublicationWebflyer.aspx?publicationid=2449 (accessed 29.12.2019).

24. International Telecommunication Union. Measuring the Information Society. Report 2018. Vol. 1. Geneva, ITU, 2018. Available at: https://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Pages/publications/misr2018.aspx (accessed 29.12.2019).

25. UK Digital Strategy 2017. Available at: https://www.gov.uk/government/publications/uk-digital-strategy/uk-digital-strategy (accessed 29.12.2019).

26. Orlik J., Casasbuenas J., Helkkula K. Digital Frontrunners – Designing Inclusive Skills Policy for the Digital Age. London, NESTA, 2018. Available at: https://media.nesta.org.uk/documents/Digital_Frontrunners_Web.pdf (accessed 29.12.2019).

27. Realising Digital Myanmar. Leapfrogging to an Inclusive Digital Economy. Available at: https://www.telenor.com/wp-content/uploads/2018/02/Telenor-Realising-Digital-Myanmar-Report-06-February.pdf (accessed 29.12.2019).

28. International Telecommunication Union. Digital Skills Toolkit. Geneva, ITU, 2018. Available at: https://www.itu.int/en/ITU-D/Digital-Inclusion/Documents/ITU%20Digital%20Skills%20Toolkit.pdf (accessed 29.12.2019).

29. OECD Digital Economy Outlook 2017. Paris, OECD Publishing, 2017. Available at: http://dx.doi.org/10.1787/9789264276284-en (accessed 29.12.2019).

30. Паспорт приоритетного проекта "Современная цифровая образовательная среда в РФ". Утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25.10.2016 № 9, с изм. от 27.09.2017 № 10. [The Passport of National Project “Modern Digital Educational Environment in Russia”. Approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation on Strategic Development and Priority Projects, Protocol dated 25.10.2016 № 9, with amendments dated 27.09.2017 № 10 (In Russ.)] Available at: http://government.ru/projects/selection/643/25682/ (accessed 29.12.2019).

31. Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования". Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 04.10.2018) [Approval of the State Programme of the Russian Federation "Development of education". Resolution of the Government of the Russian Federation of 26.12.2017 no. 1642 (ed. of 04.10.2018) (In Russ.)] Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474 (accessed 29.12.2019).

32. Паспорт национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации". Утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и нац. проектам 24.12.2018, протокол №16.т. [The Passport of the National Program "Digital Economy of the Russian Federation". Approved by Presidium of Council for Strategic Development and National Projects under the President of Russian Federation 24.12.2018, Protocol no. 16.t (In Russ.)] Available at: https://base.garant.ru/72190282/ (accessed 29.12.2019).

33. The Digital Skills and Jobs Coalition. Available at: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/digital-skills-jobs-coalition (accessed 29.12.2019).

34. Digital Inclusion Reports and Resources (ITU). Available at: https://www.itu.int/en/ITU-D/Digital-Inclusion/Pages/Reports_and_Resources.aspx (accessed 29.12.2019).

35. Ainley J., Schulz W., Fraillon J. A Global Measure of Digital and ICT Literacy Skills. Paris, UNESCO, 2016. 21 p. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000245577 (accessed 29.12.2019).

36. Going Digital: Shaping Policies, Improving Lives – Summary, OECD. Paris, OECD Publishing, 2019. Available at: www.oecd.org/going-digital/going-digital-synthesis-summary.pdf (accessed 29.12.2019).

37. Helsper E. Digital Inclusion in Europe: Evaluating Policy and Practice. 2014. Available at: https://blogs.lse.ac.uk/mediapolicyproject/2014/06/18/digital-inclusion-in-europe-evaluating -policy-and-practice/ (accessed 29.12.2019).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх