The Synthesis of Christian and Ancient Cultures in the “Acts of Xanthippe and Polyxena”

 
PIIS241328880015941-9-1
DOI10.18254/S241328880015941-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Specialist at the Scientific Publications Department, State Academic University for the Humanities
Affiliation: State Academic University for the Humanities (GAUGN)
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameNauka.me
EditionIssue 1
Pages54-59
Abstract

The paper analyses the early Christian novel “The Acts of Xanthippe and Polyxena”. The text is examined in the context of synchronous popular literature, analyzing the parallels found in the composition and artistic techniques of the novel. The conclusion is made about the purposeful use of entertaining literary genres techniques and the author's focus on the mass audience.

KeywordsEarly Christian literature, Apocrypha, Antiquity, Christianity
AcknowledgmentThe author is deeply grateful to Alexander Pavlovich Skogorev for his guidance and input in the preparation of this work.
Received16.07.2021
Publication date19.08.2021
Number of characters14012
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Особенности синтеза христианской и античной культур, заложившего основу европейской цивилизации, могут быть исследованы и поняты только при обращении к конкретному материалу – к памятникам интеллектуального творчества III – VI вв.
2 Наследие христианских мыслителей древности – учителей и отцов Церкви – прекрасно известно и исследуется уже долгое время. При этом куда менее «документированная» специфика процесса христианизации, социальных и интеллектуальных «низов» римского общества остается малоизученной. Возможность ее исследования даёт, в частности, обращение к раннехристианской повести «Деяния Ксантиппы и Поликсены», составленной, по мнению издателей, не ранее середины III в.1 Этот текст никогда не переводился на русский язык и практически неизвестен отечественной науке, что делает необходимым предварить его анализ кратким пересказом. 1. A. Meinz D.D. «The Acts of Xantippe and Polyxena». // Ante-Nicene christian library. Additional volume. – Edinburgh: T. & T. Clark, 1897 – p. 203.
3 Повествование, которое ведется от лица некоего Онисима2, начинается с того, что посланный с поручением в Рим слуга высокопоставленного испанского магистрата Проба, слышит там проповедь апостола Павла. Вернувшись в Испанию, он рассказывает господину о христианстве, при этом идолы, стоящие в доме, трясутся и падают. Жена Проба, Ксантиппа, услышав их разговор, прониклась идеей нового бога. Она отходит от мирской жизни, отдаляется от мужа и хочет уехать в Рим, чтобы найти единомышленников, но боится. Проба беспокоит «болезнь» жены, он пытается вернуть её к нормальной жизни, но терпит неудачу. Вскоре в Испанию прибывает сам апостол Павел. Ксантиппа видит его и, не зная, узнаёт! Проб, заметив ее волнение, зовёт Павла к себе в дом. Он надеется на исцеление жены, ведь слуга рассказывал о слугах нового бога, что они великие целители тел и душ. Но Павел не возвращает Ксантиппу к былой жизни, наоборот, дом наполняется другими уверовавшими, такими же как она. Дьявол побуждает Проба изгнать Павла, а Ксантиппу запереть, чтобы она не приняла крещение. Но Ксантиппа, подкупив стражу, бежит в дом, где приняли Павла. По дороге демоны пытаются устрашить её вспышками огнями, но Господь уже предупредил об этом апостола и тот, выйдя навстречу Ксантиппе, прогоняет демонов. Ксантиппа приняв крещение, возвращается домой и горячо молится. В этот момент на восточной стене комнаты появляется крест и сквозь стену входит прекрасный юноша, сияющий в лучах света. Ксантиппа при виде его теряет сознание. Юноша принимает облик Павла и приводит Ксантиппу в чувство. Она беседует с Господом (текст прямо говорит, что это Господь), думая, что это Павел, но в какой-то момент видит сияние, исходящее от его лица, и узнаёт Иисуса. Тогда Он скрывается от Ксантиппы, а она, потрясённая, лежит без сил, забывая даже принимать пищу. 2. По-видимому, подразумевается один из учеников апостола Павла, которого он дважды упоминает в своих посланиях. См. Кол.4:9; Филимону 10.
4 Проб той же ночью видит вещий сон, в котором некоего жестокого царя и его царство сокрушает могучая сила. Он зовёт к себе мудрецов, прося истолковать откровение. Те разъясняют ему, что жестокий царь – дьявол, а сила, низвергающая его – Бог, которого проповедует Павел, и призывают принять от апостола крещение. В конце концов Проб тоже уверовал и крестится.

views: 10

Readers community rating: votes 0

1. A. Meinz D.D. «The Acts of Xantippe and Polyxena». // Ante-Nicene christian library. Additional volume. – Edinburgh: T. & T. Clark, 1897 – 520 p.

2. Skogorev A. P. Apokrificheskie deyaniya apostolov. Arabskoe Evangelie detstva Spasitelya. Issledovaniya. Perevody. Kommentarii. – SPb.: «Aletejya», 2000. – 480 s.

3. Antichnyj roman / Otv. red. M. E. Grabar'-Passek ; AN SSSR. In-t mirovoj literatury im. A. M. Gor'kogo. – Moskva : Nauka, 1969. – 405 s.

Система Orphus

Loading...
Up