The main principles and history of the formation of cross-cultural differences based on the model of analyticity-holism by R. Nisbett and co-authors

 
PIIS241328880015848-6-1
DOI10.18254/S241328880015848-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: State academic university for the humanities
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameNauka.me
EditionIssue 1
Pages30-42
Abstract

This article analyzes the main principles of the historical formation of the two poles of the mentality of the construct analyticity-holism, provides the main provisions of the concept of gen-cultural coevolution, which explains the emergence of cross-cultural differences in thinking and world perception among representatives of different cultural communities within the framework of the system-evolutionary paradigm.

Keywordsanalyticity, holism, Systemic Approach, gene-cultural coevolution, Ancient Greece, Ancient China
Received28.07.2021
Publication date19.08.2021
Number of characters26726
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1

Культура в психологии и концепция ген-культурной коэволюции

2 В современной психологической науке понятие культуры нельзя назвать до конца сформулированным. Существует много различных концепций касающихся «культурного», в каждой из которых данное понятие определяется по-разному. Данная категория включает в себя «социальное», и ее следует рассматривать шире1, поскольку культурное влияние на формирование личности и соотношение индивида с культурой включает в себя не только взаимодействие с социумом, в котором существует человек, но и всей окружающей его средой в целом, а также историю формирования данной среды, с учетом всех различных факторов, оказывавших и оказывающих в данный момент времени влияние на развитие этой среды. 1. Александров Ю. И., Александрова Н. Л. Субъективный опыт и культура. Структура и динамика //Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2007.
3 С позиций системно-эволюционного подхода (СЭП) «под культурой данного сообщества следует понимать структуру, представленную набором элементов (систем) и единиц культуры, которые символизируют пути достижения коллективных результатов в данном сообществе на данном этапе его развития»2. 2. Alexandrov Yu.I. Neuronal specializations, emotion and consciousness within cul ture// Toward a science of consciousness. Tucson 2002. Research Abstracts, Arizona: University of Arizona, 2002. P. 157–158.
4 Культура определяет многие аспекты онтогенетического развития с самых ранних его этапов. С самого рождения воспитание ребенка отличается даже в формировании базовых моторных навыков3, но можно уверенно предположить и о культурном влиянии на становление субъекта начиная с первых стадий эмбриогенеза. От разных во всех культурах моральных и поведенческих установок до различий в эколого-географических характеристиках среды, продуктах питания и способах их приготовления. 3. Ingold T. Evolving skills // H. Rose, S.N.Y. Rose (eds.). Alas, poor Darwin NY: Harmony Books, 2000. P. 270–297.
5 При изучении соотношения организма с окружающей средой в целом и индивида с культурной средой в частности неимоверно важно учитывать обоюдность данного влияния, ведь не только культура опосредует развитие человека, но и сам человек в качестве субъекта вносит изменение в окружающую среду, взаимодействуя с ней.
6 Следует также отметить, что системно-эволюционный подход не предполагает концепции tabula rasa, ввиду чего нам важно учитывать, что формирование психического обусловлено не только культурно, но и генетически, что является одним из основных положений данного подхода.
7 Цели поведенческих актов организма во много определяется метаболическими потребностями клеток его организма, которые формируются на основе генома и в ходе онтогенеза и влияют на формирование функциональных систем данных клеток, а также принципов межсистемных отношений. Окружающая среда своей нестабильностью побуждает организм изменяться и адаптироваться. В то же время, адаптируясь, организм изменяет среду и социальную нишу для более полного удовлетворения потребностей.
8 Если описывать принцип в целом, то можно его описать так: организм, формирование структуры индивидуального знания которого было культурно-опосредованным, в случаях вынужденной адаптации, обусловленной культурной средой, действует на основе своего индивидуального опыта, формирование которого также обусловлено как культурно, так и генетически, вносит изменения в данную культуру. Уже новая, скорректированная окружающая среда, продолжая влиять на онтогенез организма и развитие популяции, сопутствует селекции генома данного сообщества. Данный циклический двусторонний принцип взаимодействия и развития организма и среды определяет ядро концепции ген-культурной коэволюции4, объясняющей возникновение кросс-культурных различий. 4. Александров Ю. И., Александрова Н. Л. Субъективный опыт и культура. Структура и динамика //Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2007.

views: 355

Readers community rating: votes 0

1. Aksenova L.A., Ris //Zhurnal «Geografiya»: geografiya zarubezhnykh stran. – 2002. – №19.

2. Aleksandrov Yu. I., Aleksandrova N. L. Sub'ektivnyj opyt i kul'tura. Struktura i dinamika //Psikhologiya. Zhurnal Vysshej shkoly ehkonomiki. – 2007.

3. Aleksandrov Yu. I., Kirdina S. G. Koehvolyutsiya institutov i mental'nykh modelej //Uchenye zapiski Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta. – 2013. – №. 1. – S. 87-93.

4. Aleksandrov Yu. I., Kirdina S. G. Tipy mental'nosti i institutsional'nye matritsy: mul'tidistsiplinarnyj podkhod //Sotsiologicheskie issledovaniya. – 2012. – №. 8. – S. 3-12.

5. Apanovich V. V., Znakov V. V., Aleksandrov Yu. I. Aprobatsiya shkaly analitichnosti-kholistichnosti na rossijskoj vyborke //Psikhologicheskij zhurnal. – 2017. – T. 38. – №. 5. – S. 80-96.

6. Apanovich V.V. Sistemnaya organizatsiya povedeniya analitichnykh i kholistichnykh individov pri reshenii zadach raznogo tipa. Diss. ... k.psikhol.n. M., 2020

7. Apanovich V.V. i dr. Razlichiya mozgovogo obespecheniya resheniya analiticheskikh i kholisticheskikh zadach // Psikhologicheskij zhurnal. – 2021. – T. 42. – № 2. – S. 45-60.

8. Brushlinskij A.V. Izbrannye psikhologicheskie trudy. M.: Institut psikhologii RAN, 2006.

9. Vundt V. Problemy psikhologii narodov – 1902.

10. Znakov V. V. Analitichnost' i kholistichnost' vo vzglyadakh AV Brushlinskogo i OK Tikhomirova //Voprosy psikhologii. – 2013. – T. 4. – S. 135-146.

11. Kashapov M.M. Stadii tvorcheskogo myshleniya professionala. Yaroslavl': Remder, 2009.

12. Malenov A.A., Malenova A.Yu. Psikhologicheskij praktikum “Myshlenie i rech'”: uchebno-metodicheskoe posobie / sost.: A.A. Malenov, A.Yu. Malenova. Omsk: Izd-vo OmGU, 2005.

13. Nisbett R. i dr. Kul'tura i sistemy myshleniya: sravnenie kholisticheskogo i analiticheskogo poznaniya //Psikhologicheskij zhurnal. – 2011. – T. 32. – №. 1. – S. 55-86.

14. Smallian R.M. Kak zhe nazyvaetsya ehta kniga? // Moskva: Mir, 1981.

15. Yudakov K. S., Apanovich V. V. Razlichiya i sootnoshenie zapadnoj i vostochnoj mental'nosti // nauka.me. – 2019. – 4 Vypusk 2019. Konferentsiya "Vzaimosvyazi i osobennosti razvitiya mirovykh tsivilizatsij" [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://nauka.me/s241328880007927-3-1/ (data obrascheniya: 09.07.2021).

16. Alexandrov Yu.I. Neuronal specializa¬tions, emotion and consciousness within cul¬ ture// Toward a science of consciousness. Tucson 2002. Research Abstracts, Arizona: University of Arizona, 2002. P. 157–158.

17. Arutyunova K.R., Alexandrov Y.I., Znakov V.V., Hauser M.D. Moral judgments in Russian culture: Universality and cultural specificity // Journal of cognition and culture. 2013. V. 13. No. 3-4. Pp. 255-285.

18. Block N. The mind as the software of the brain //New york. – 1995. – T. 3. – S. 377-425.

19. Chen X. P., Li S. Cross-national differences in cooperative decision-making in mixed-motive business contexts: The mediating effect of vertical and horizontal individualism //Journal of international business studies. – 2005. – T. 36. – №. 6. – S. 622-636.

20. Choi I., Nisbett R. E. Cultural psychology of surprise: Holistic theories and recognition of contradiction //Journal of personality and social psychology. – 2000. – T. 79. – №. 6. – S. 890.

21. Hamilton E. The Greek way to western civilization. – 1963.

22. Hedden T., Ketay S. Aron A., Markus H.R., Gabrieli J. Cultural influences on neural substrates of attentional control // Psychological science. 2008. Vol. 19. No. 1. P. 12-17.

23. Henrich J., Heine S. J., Norenzayan A. The weirdest people in the world? //Behavioral and brain sciences. – 2010. – T. 33. – №. 2-3. – S. 61-83.

24. Ingold T. Evolving skills // H. Rose, S.N.Y. Rose (eds.). Alas, poor Darwin NY: Harmony Books, 2000. P. 270–297.

25. Kitayama S., Duffy S., Kawamura T., Larsen J.T. Perceiving an object and it's context in different cultures: a cultural look at new look // Psychological science. 2003. Vol. 14. No. 3. P. 201-206.

26. Knox B. Introduction to Homer's The Iliad (Robert Fagles, Trans.) //St. Paul, MN: Penguin-High Bridge. – 1990.

27. Lin Y. My country and my people. London: W. – 1936.

28. Lloyd G. E. R. Demystifying mentalities. – Cambridge University Press, 1990.

29. Masuda T., Nisbett R. E. Attending holistically versus analytically: comparing the context sensitivity of Japanese and Americans //Journal of personality and social psychology. – 2001. – T. 81. – №. 5. – S. 922.

30. Nakamura H. Ways of thinking of Eastern peoples Honolulu. – 1985.

31. Shweder R.A. (1991). Cultural psychology: What is it? In R.A. Shweder (Ed.), Thinking through cultures: Expeditions in cultural psychology (pp. 73–110). Cambridge: Harvard University Press.

32. Talhelm T. et al. Large-scale psychological differences within China explained by rice versus wheat agriculture //Science. – 2014. – T. 344. – №. 6184. – S. 603-608.

33. Witkin H.A., & Berry J.W. (1975). Psychological differentiation in cross-cultural perspective. Journal of Cross Cultural Psychology, 6, 4–87.

Система Orphus

Loading...
Up