Холономный подход в науке и особенности его применения в психотерапевтической практике

 
Код статьиS241328880013184-6-1
DOI10.18254/S241328880013184-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: научный сотрудник
Аффилиация:
Институт философии РАН
ГАУГН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаNauka.me
ВыпускНомер 3
Аннотация

В статье дается общая характеристика холономного подхода как методологического принципа, стоящего у истоков смены старой научной парадигмы новой. Холономный подход представляет собой альтернативу сложившегося в рамках господствующей в современной научной гуманитарной мысли различения целого и частей. Холон - это нечто, одновременно являющееся и целым само по себе, и частью чего-то ещё. Понятия холона и холархии (иерархии вложенных друг в друга холонов) стали одними из базовых для одного из наиболее перспективных направлений в современной психологической теории – трансперсональной психологии. Параллельно с этим (а в отдельных случаях и ранее) с опорой на данный принцип развиваются отдельные положения квантово-релятивисткой физики, кибернетики, теории систем и нейропсихологии. Новый взгляд на психическую реальность позволяет по-новому отнестись к тем знаниям о человеческой душе, которые мы можем найти в религиозных и мистических традициях, древних философиях и эзотерических источниках. С опорой на данные знания и холономное мировосприятие выстраивается новый подход к психотерапевтической практике, который, не отрицая достижения прошлых школ, позволяет выработать методологию целостного преображения человека. Таким образом теория смыкается с практикой, открывая перспективу появления науки будущего, преодолевающей разрыв между старой рациональностью и сверхрациональными (мистическими) прозрениями в тайны космоса и человека.

Ключевые словахолон, научная парадигма, мировоззрение, вечная философия, холодинамика, линии развития, интегральная терапия, перспектива, целостность, совершенствование человека
Получено30.12.2020
Дата публикации30.12.2020
Кол-во символов41690
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1

Понятие холона

В современной философии и науке все большее значение придается понятию холона. Холон (англ. holon) – нечто, одновременно являющееся и целым само по себе, и частью чего-то ещё. Холономный подход представляет собой альтернативу сложившегося в рамках господствующей современной научной парадигмы различения целого и частей. Воспользуемся прекрасной иллюстрацией холономного подхода, которую мы находим в наследии восточных мудрецов. В «Аватамсака-сутре» записано: «В небесах Индры есть, говорят, нить жемчуга, подобранная так, что если глянешь на одну жемчужину, то увидишь все остальные отраженными в ней. И точно так же каждая вещь в мире не есть просто она сама, а заключает в себе все другие вещи и на самом деле есть все остальное». Часть есть само целое, оставаясь при этом частью. Это фундаментальный принцип, который положен в основание холономного миросозерцания. Его можно найти в древней индийской мысли, даосской и буддийской философиях.

2 Несмотря на то, что холономный подход встречается в трудах некоторых западных философов (монадологии немецкого математика и философа Лейбница, в нераскрытом виде в «Этике» Спинозы и с определенными оговорками у Платона), широкого распространения в западной культуре он не получил. «Не исключено, что знакомство с неевропейскими философиями, – считает Е.А. Торчинов, – позволит западной мысли найти некие принципиально новые подходы и ходы мысли, увидеть их прежде мешали культурные стереотипы, преодоление которых исключительно важно для обретения мыслью новой свежести и непредвзятости, необходимых для рождения дискурсов новых типов. И конечно же, огромно значение неведомой для западной мысли связи неевропейских (прежде всего индийской) философий с наукой о трансформации психики, психопрактикой» 1. 1. Торчинов Е. А. Пути философии Востока и Запада: Познание запредельного. С.26
3 Понятия холона и холархии (иерархии вложенных друг в друга холонов) стали одними из базовых для одного из наиболее перспективных направлений в современной психологической теории – трансперсональной психологии (в частности, в работах К. Уилбера, С. Грофа, В. Вульфа, В.В. Майкова, В.В. Козлова и др.). Холономный взгляд на психотерапию подразумевает то, что мы не пытаемся свести все виды патологий к причинно-следственной цепочки одного порядка, например, к отклонениям в психосексуальном развитии, или к неизменно присущему человеку страстному желанию властвовать, или к неправильному воспитанию, или к пережитым травмам во время родов и т. п. Все эти факторы имеют место быть. Но ключевым фактором с точки зрения холономной терапии является тот, что человек отклонился от целого, он вошел в разлад с единством, к которому он призван и которое он носит в себе чаще всего лишь как потенцию. Раскрытие этой потенции, возвращение к единству и собственной целостности позволяет человеку справиться с различными психическими заболеваниями: от легких неврозов до тяжелых патологий.

всего просмотров: 1316

Оценка читателей: голосов 0

1. Буданов В. Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и образовании. М., Издательство ЛКИ, 2008. 240 с.

2. Вульф В. Холодинамика. Как развить внутреннюю силу и научиться управлять ей. URL:http://naturalworld.ru/kniga_holodinamika-kak-razvivat-i-upravlyat-svoey-vnutrenney.htm

3. Гроф С. За пределами мозга. М., Издательство АСТ. 2004. 284 с.

4. Гуревич П. С. Проблема целостности человека. М., ИФ РАН, 2004. 178 с.

5. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. Издание журнала «Русская мысль». М., 1910. URL: http://psylib.org.ua/books/james01/index.htm

6. Иванов М.Г. Как понимать квантовую механику. М., Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2012. 516 с.

7. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. Изд. 2-е, исправленное и переработанное. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2013. Ч. 1: Мистическое богословие. С.7-379.

8. Майков В.В., Козлов В.В. Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции. Том I. Мировой трансперсональный проект. М., 2007. 350 с.

9. Парамаханса Йогананда. Автобиография йога. М., Издательство «София». 2008. 640 с.

10. Степин В. С. Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различения // Постнеклассика: философия, наука, культура. СПб., Издательский дом «Мiръ», 2009. С. 249-295.

11. Талбот М. Голографическая Вселенная. М., Издательский дом «София», 2004. 368 с.

12. Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного. Спб., Центр «Петербургское Востоковедение», 1998. 384 с.

13. Торчинов Е. А. Пути философии Востока и Запада: Познание запредельного. СПб: «Азбука-классика», «Петербургское востоковедение», 2005. 480 с.

14. Уилбер К. Проект Атман. Трансперсональный взгляд на развитие человечества. М., «Издательство АСТ» и др., 2004. 314 с.

15. Уилбер К. Интегральная психология: Сознание, Дух, Психология, Терапия. М., «Издательство АСТ» и др., 2004. 412 с.

16. Уилбер К. Введение в интегральную теорию и практику: основы ИОС и «всесектроной, всеуровневой» карты. «AQAL», Vol 1, N1, 2006. URL: http://nlping.ru/78BBC7B9-F4645-87216A28

17. Gebser J. The ever-present origin. (N. Barstad and A. Mickunas, Trans.). Athens, OH: Ohio University Press. 647 p.

18. Young A.M. The Reflexive Universe: Evolution of Consciousness, 1976, New York: Delacorte Press, corrected ed. with introduction by Huston Smith, 1976, Anodos Foundation. 293 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх