Holon approach in science and special aspects of its application in psychotherapeutic practice.

 
PIIS241328880013184-6-1
DOI10.18254/S241328880013184-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation:
Institute of Philosophy RAS
State Academic University for Humanities (GAUGN)
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameNauka.me
EditionIssue 3
Abstract

The article gives a general description of the holon approach as a new methodological principle pioneering the transformation of the old scientific paradigm into a new one. The holon approach is an alternative to the established`differentiation between the whole and its parts, existing within the governing modern scientific thought`of human sciences. Holon is something which simultaneously exists as a whole in itself, and as a part of something else. The notion of holon and holarchy (the hierarchy of nested holons) has become fundamental for one of the most promising lines of modern psychological theory — the transpersonal psychology. In parallel (and in some cases even before it), some principles of quantum-relative physics, cybernetics, systems theory and neuropsychology were developed based on the holon principle. The new outlook on psychological reality opens up a new perspective on the knowledge about human soul that can be found in religious and mystical traditions, ancient philosophies and esoteric teachings. Relying on the knowledge and holon worldview, a new approach to psychotherapeutic practice is being developed which doesn’t reject the achievements of former schools, while enabling us to create a methodology for the integral transformation of man. Thus, the theory and practice joined together open up the perspective for the science of the future that overcomes the gap between the old rationality and superrational (mystic) insights into the mysteries of the cosmos and man.

Keywordsholon, scientific paradigm, world outlook, eternal philosophy, holodynamics, lines of development, integral therapy, outlook, integrity, human perfection
Received30.12.2020
Publication date30.12.2020
Number of characters41690
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1

Понятие холона

В современной философии и науке все большее значение придается понятию холона. Холон (англ. holon) – нечто, одновременно являющееся и целым само по себе, и частью чего-то ещё. Холономный подход представляет собой альтернативу сложившегося в рамках господствующей современной научной парадигмы различения целого и частей. Воспользуемся прекрасной иллюстрацией холономного подхода, которую мы находим в наследии восточных мудрецов. В «Аватамсака-сутре» записано: «В небесах Индры есть, говорят, нить жемчуга, подобранная так, что если глянешь на одну жемчужину, то увидишь все остальные отраженными в ней. И точно так же каждая вещь в мире не есть просто она сама, а заключает в себе все другие вещи и на самом деле есть все остальное». Часть есть само целое, оставаясь при этом частью. Это фундаментальный принцип, который положен в основание холономного миросозерцания. Его можно найти в древней индийской мысли, даосской и буддийской философиях.

2 Несмотря на то, что холономный подход встречается в трудах некоторых западных философов (монадологии немецкого математика и философа Лейбница, в нераскрытом виде в «Этике» Спинозы и с определенными оговорками у Платона), широкого распространения в западной культуре он не получил. «Не исключено, что знакомство с неевропейскими философиями, – считает Е.А. Торчинов, – позволит западной мысли найти некие принципиально новые подходы и ходы мысли, увидеть их прежде мешали культурные стереотипы, преодоление которых исключительно важно для обретения мыслью новой свежести и непредвзятости, необходимых для рождения дискурсов новых типов. И конечно же, огромно значение неведомой для западной мысли связи неевропейских (прежде всего индийской) философий с наукой о трансформации психики, психопрактикой» 1. 1. Торчинов Е. А. Пути философии Востока и Запада: Познание запредельного. С.26
3 Понятия холона и холархии (иерархии вложенных друг в друга холонов) стали одними из базовых для одного из наиболее перспективных направлений в современной психологической теории – трансперсональной психологии (в частности, в работах К. Уилбера, С. Грофа, В. Вульфа, В.В. Майкова, В.В. Козлова и др.). Холономный взгляд на психотерапию подразумевает то, что мы не пытаемся свести все виды патологий к причинно-следственной цепочки одного порядка, например, к отклонениям в психосексуальном развитии, или к неизменно присущему человеку страстному желанию властвовать, или к неправильному воспитанию, или к пережитым травмам во время родов и т. п. Все эти факторы имеют место быть. Но ключевым фактором с точки зрения холономной терапии является тот, что человек отклонился от целого, он вошел в разлад с единством, к которому он призван и которое он носит в себе чаще всего лишь как потенцию. Раскрытие этой потенции, возвращение к единству и собственной целостности позволяет человеку справиться с различными психическими заболеваниями: от легких неврозов до тяжелых патологий.

views: 1264

Readers community rating: votes 0

1. Budanov V. G. Metodologiya sinergetiki v postneklassicheskoj nauke i obrazovanii. M., Izdatel'stvo LKI, 2008. 240 s.

2. Vul'f V. Holodinamika. Kak razvit' vnutrennyuyu silu i nauchit'sya upravlyat' ej. URL:http://naturalworld.ru/kniga_holodinamika-kak-razvivat-i-upravlyat-svoey-vnutrenney.htm

3. Grof S. Za predelami mozga. M., Izdatel'stvo AST. 2004. 284 s.

4. Gurevich P. S. Problema celostnosti cheloveka. M., IF RAN, 2004. 178 s.

5. Dzhejms U. Mnogoobrazie religioznogo opyta. Izdanie zhurnala «Russkaya mysl'». M., 1910. URL: http://psylib.org.ua/books/james01/index.htm

6. Ivanov M.G. Kak ponimat' kvantovuyu mekhaniku. M., Izhevsk: NIC «Regulyarnaya i haoticheskaya dinamika», 2012. 516 s.

7. Losskij V.N. Ocherk misticheskogo bogosloviya Vostochnoj Cerkvi. Dogmaticheskoe bogoslovie. Izd. 2-e, ispravlennoe i pererabotannoe. Izdanie Svyato-Troickoj Sergievoj Lavry, 2013. CH. 1: Misticheskoe bogoslovie. S.7-379.

8. Majkov V.V., Kozlov V.V. Transpersonal'nyj proekt: psihologiya, antropologiya, duhovnye tradicii. Tom I. Mirovoj transpersonal'nyj proekt. M., 2007. 350 s.

9. Paramahansa Jogananda. Avtobiografiya joga. M., Izdatel'stvo «Sofiya». 2008. 640 s.

10. Stepin V. S. Klassika, neklassika, postneklassika: kriterii razlicheniya // Postneklassika: filosofiya, nauka, kul'tura. SPb., Izdatel'skij dom «Mir"», 2009. S. 249-295.

11. Talbot M. Golograficheskaya Vselennaya. M., Izdatel'skij dom «Sofiya», 2004. 368 s.

12. Torchinov E. A. Religii mira: opyt zapredel'nogo. Spb., Centr «Peterburgskoe Vostokovedenie», 1998. 384 s.

13. Torchinov E. A. Puti filosofii Vostoka i Zapada: Poznanie zapredel'nogo. SPb: «Azbuka-klassika», «Peterburgskoe vostokovedenie», 2005. 480 s.

14. Uilber K. Proekt Atman. Transpersonal'nyj vzglyad na razvitie chelovechestva. M., «Izdatel'stvo AST» i dr., 2004. 314 s.

15. Uilber K. Integral'naya psihologiya: Soznanie, Duh, Psihologiya, Terapiya. M., «Izdatel'stvo AST» i dr., 2004. 412 s.

16. Uilber K. Vvedenie v integral'nuyu teoriyu i praktiku: osnovy IOS i «vsesektronoj, vseurovnevoj» karty. «AQAL», Vol 1, N1, 2006. URL: http://nlping.ru/78BBC7B9-F4645-87216A28

17. Gebser J. The ever-present origin. (N. Barstad and A. Mickunas, Trans.). Athens, OH: Ohio University Press. 647 p.

18. Young A.M. The Reflexive Universe: Evolution of Consciousness, 1976, New York: Delacorte Press, corrected ed. with introduction by Huston Smith, 1976, Anodos Foundation. 293 p.

Система Orphus

Loading...
Up