Образ современной России в политической медиареальности испанской газеты El Mundo

 
Код статьиS241328880010293-6-1
DOI10.18254/S241328880010293-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаNauka.me
ВыпускНомер 2
Аннотация

В статье исследован феномен создания образа России в медиареальности на примере политической повестки испанской газеты ElMundoв период 2018 – начала 2020 гг. В ходе исследования выделены основные политические темы, составлявшие политическую повестку газеты, и технологии, способствующие формированию отношения аудитории к этим темам.

Работа представляет интерес как для специалистов по изучению испанских СМИ, так и для политологов и исследователей современной истории Испании.

Ключевые словамедиареальность, Испания, испанские СМИ, политическая повестка в СМИ, манипуляция, политическая коммуникация.
Получено27.06.2020
Дата публикации10.07.2020
Кол-во символов19906
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 Актуальность исследования. Мировая информационная повестка последних лет, 2018-2020 годов, оказалась насыщенной значимыми политическими событиями. Меняющаяся геополитическая ситуация, условия возрастающей международной напряженности, военные конфликты, выборы в ведущих европейских государствах, глобальные угрозы – все это потребовало осмысления и введения появившихся проблем в картину мира современного человека посредством медиа. К настоящему времени СМИ стали самыми влиятельными каналами управления обществом: они используются как для решения внутриполитических задач государства, так и для распространения мирового влияния, например, посредством ведения информационных войн. В этих условиях особенную актуальность приобретает изучение способов воздействия на общественное мнение, так как оно позволяет выделить инструментарий для продвижения одних политических идей и противодействия другим, конкурирующим идеям.
2 В данной работе предлагается рассмотреть технологии, с помощью которых происходит конструирование образа России на страницах ежедневной прессы Испании, в частности, в испанской газете El Mundo. СМИ этой страны интересно рассматривать, так как El Mundo является одной из основных газет, образцом качественной прессы Испании, а также потому что международные отношения с Испанией как одной из стран Евросоюза и НАТО важны для России. Дипломатические отношения Испании и России длятся уже несколько веков, а между этими странами есть много общих черт: они расположены на восточном и западном крайних рубежах Европы, в прошлом обе они находились под влиянием захватчиков – татаро-монгольского ига и мавров, а затем пребывали в раздробленности, завершившейся централизацией, в прошлом в Арагоне и Новгороде существовали системы самоуправления, кроме того в этих государствах значительное влияние на власть оказывало духовенство, в философской традиции часто сталкивались взгляды европеистов и изоляционистов, в обеих странах были периоды действия авторитарных режимов, Испания и Россия проходили через большое количество вооруженных конфликтов, революций и войн, в том числе и гражданских, прошли через франкизм и сталинизм. Кроме общности историко-географических черт, Испания и Россия имеют крепкие, продолжительные культурные и дипломатические связи, начавшие развиваться в XVI веке. С того времени и до настоящего дня сходство исторических и политических процессов, протекавших в России и Испании, позволяет государствам находить общий язык и выстраивать качественный двусторонний диалог. Налаживание позитивных связей между странами становится особенно важным в условиях напряженной мировой политической ситуации и сложных взаимоотношений России с Евросоюзом и НАТО, государством-членом которых является Испания. Процесс конструирования политической медиареальности СМИ оказывает воздействие на политическую жизнь всего мира, не становятся исключением и отношения России и Испании: в ходе него через медиа в этих странах происходит формирование образов друг друга, изображается существующая геополитическая ситуация, закладывается понимание основных ценностных понятий, значимых для политического дискурса (например, таких понятий как «единство», «демократия», «свобода» и др.). Соответственно, изучение СМИ Испании становится актуальным из-за необходимости поддерживать сотрудничество между странами, понимать национальные и зарубежные представления о различных политических событиях для выработки единого мнения, прогнозировать дальнейшие изменения в политической обстановке этих государств и всего мира.

всего просмотров: 720

Оценка читателей: голосов 0

1. Воинова Е. А. Медиатизация политики как феномен новой информационной культуры: дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10. М. : МГУ, 2006. 237 с.

2. Володенков С.В. Информационное проектирование медиареальности в современном политическом управлении // Вопросы политологии. – 2015. – Т. 20, № 4. – С. 50–63.

3. Высоков Ю. В. Газеты «Диарио 16» (1976-2001) и El Mundo (1989-2011) в информационном пространстве демократической Испании // www.mediascope. - Выпуск № 2. - 2011 г.

4. Манойло А. В., Пономарева Е. Г. Современные информационно-психологические операции: технологии и методы противодействия // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. — 2019. — № 2. — С. 5–17.

5. Паисова А. А. Тема Гражданской войны в Испании в российской прессе (на примере публикаций газеты Коммерсантъ за 2016—2018 гг.) // Электронный научно-образовательный журнал История. — 2019. — Т. 10, № 2(76). 

6. Паисова А. А. Роль газеты «Эль Пайс» в современных медиапроцессах Испании: Информационная полити-кав 1996-2001 гг.: дис. . канд. филол. наук/МГУ им. M. В. Ломоносова.-М., 2005.

7. Пашков Г.Н. Средства массовой информации в переходный период (на примере России и Испании)// Материалы Международной научно-практической конференции «Анализ систем на пороге XXI века: теория и практика» в 4-х томах. Том 2. / Сост. Т.Е. Сафонова — М.: «ИНТЕЛЛЕКТ» — 1996. — 438 с.

8. Прутцков Г. В. «Мундо» // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.

9. Прутцков Г. В. Россия вчера и сегодня: взгляд из Испании (по страницам газет и журналов) // Медиа альманах. — 2019. — № 4. — С. 112–116.

10. Altabella, Jose. El periodismo. Teoria у practica. -Barcelona: NOGUER, 1955.

11. Graber, D. (2004) ‘Mediated Politics and Citizenship in the Twenty-First Centu-ry’, Annual Review of Psychology, 55 (1), pp. 545–571. URL: https://doi.org/10.1146/annurev.psych.55.090902.141550.

12. Harvey, C. J. (2016) ‘Changes in the menu of manipulation: Electoral fraud, bal-lot stuffing, and voter pressure in the 2011 Russian election’, Electoral Studies, 41, pp. 105–117. URL: https://doi.org/10.1016/j.electstud.2015.11.004.

13. Martínez Rico, Eduardo. Pedro J. Tinta en las venas // Plaza y janes. Madrid, 2008. P. 322.

14. Severin, W.J. & Tankard, Jr., J.W. Communication theories: Origins, methods, and uses in the mass media (3rd ed.). New York: Longman, 1992.

15. Ramirez, Pedro J. El Mundo en mis manos. -Barcelona: Grijalbo, 1991.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх