Representation of Russia at the world exhibition in Paris in 1867: "identity" or orientation to the West?

 
PIIS241328880007946-4-1
DOI10.18254/S241328880007946-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Saint Petersburg State University
Address: Russian Federation, Saint Petersburg
Journal nameNauka.me
EditionIssue 3
Abstract

  The article demonstrates the position of Russia at the world exhibition in Paris in 1867. The author revealed not only the entire spectrum of Russian culture, but also displayed the features of each of the directions. At the exhibition in 1867, Russia not only managed to demonstrate a level of culture worthy of Europe, but also to reflect its uniqueness and identity.

KeywordsRussia, 1867, world exhibition, culture
Received14.12.2019
Publication date31.12.2019
Number of characters12764
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1 Практика универсальных выставок, которые аккумулируют достижения культур всего мира с целью взаимообмена и осуществления диалога с общественностью, продолжается до сих пор. Всемирные выставки в Париже в XIX в. стали центром притяжения для многих стран, стремившихся воспользоваться возможностью продемонстрировать свои достижения, обменяться опытом. Выставки сближали нации, способствовали сотрудничеству обществ, стимулировали научные изыскания и художественные поиски. Россия также знакомилась с достижениями европейской цивилизации, и сама при этом знакомила мир со своей самобытной культурой.
2 В отечественной историографии изучение участия России во Всемирных выставках (особенно в XIX в.) носит фрагментарный характер. Отметим, что ощущается недостаток аналитической информации и монографических исследований по выбранной теме за исключением работ В.Н. Шпакова, H.A. Мезенина1 и нескольких статей других авторов. Тема во всем своем масштабе не изучена. 1. Шпаков В.Н. История всемирных выставок. М., 2008. и Мезенин Н.А. Парад всемирных выставок. М., 1990.
3 В настоящей работе поставлена задача выявить специфику русской репрезентации, в том числе, экономический потенциал страны и демонстрируемую на выставке историко-культурную модель России того времени. Это обуславливается интересом в литературе к вопросам о том, как воспринимали Россию за рубежом, что страна могла представить на международной арене.
4 Участие России в выставке 1867 г. не в последнюю очередь должно было способствовать разрушению стереотипов, сложившихся еще со времен А. де Кюстина («La Russie en 1839»), преодолению образа России как страны, безнадежно отставшей в своем развитии от европейских держав. Дискуссии о принадлежности России к цивилизации Запада не утихают вплоть до наших дней2. Всемирные выставки, таким образом, становились для Российской Империи возможностью своеобразной «реабилитации» в глазах Европы. Тем не менее, являясь, по выражению евразийцев «перекрестком культур»3, Российская Империя показала на выставке в Париже, прежде всего, свой самобытный особый мир. 2. См., например: Безансон А. Россия – европейская страна? // Отечественные записки. М., 2004. №5; Малиа М. Non possumus: Ответ Алену Безансону // Отечественные записки. 2004. № 5; Нарочницкая Н.А. Россия и русские в мировой истории. М.: Междунар. отношения, 2005; Хоскинг Дж. Россия и русские: в 2 кн. / пер. с англ. М., 2003 и др.

3. См.: Савицкий П. Н. Континент Евразия. М.: Аграф, 1997; Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: Астрель, 2012 и другие работы евразийцев.
5 Эта «самобытность» нашла отражение в уникальных работах русских мастеров – И.П. Сазикова, П.А. Овчинникова, И. Соколова, Ф. Шопена и др. В частности, интерес посетителей вызвали золотые и серебряные изделия с национальными орнаментами И.П. Сазикова и П.А. Овчинникова, гальванопластический снимок камеи из Эрмитажа (Б.С. Якоби), которому была присуждена высшая награда – Гран-при. И.П. Сазикову была вручена награда уже в июне 1867 г.4. «Около витрины его вещей была постоянно масса народа. Замечательное разнообразие сюжетов, отчетливое исполнение делали произведения г. Сазикова предметом общего восхищения», «он даже не имел конкурентов» 5. 4. Ситовский Н.П. Письма по поводу Парижской всемирной выставки. Тифлис, 1867. С. 62.

5. Там же. С. 22.
6 Высшую оценку получил Иван Соколов за мозаику с изображениями святых, сделанную для Исаакиевского собора и оказавшуюся, по отзывам, даже выше итальянской6. Н.П. Ситовский отмечал: «Отовсюду слышатся похвалы: одни находят в них изящество, свое, особенное, с которым самая блестящая эпоха Возрождения не может соперничать; другие восхищаются оконченностью работы и художественностью рисунка; третьи говорят, что это далеко выше всего, что некогда производило флорентийское искусство»7. 6. Цит. по Шпакову В.Н. История всемирных выставок… С. 55.

7. Ситовский Н.П. Письма по поводу… С. 10.

views: 1062

Readers community rating: votes 0

1. Vostrikov A.V. Istoriko-kul'turnoe issledovanie roli i uchastiya Rossijskoj imperii vo vsemirnykh universal'nykh vystavkakh v Parizhe (1867-1900) // Voprosy kul'turologii. SPb., 2015. № 11. S. 43-48.

2. Danil'chenko V.I. Rol' gosudarstvennykh organov Rossijskoj imperii v organizatsii vystavochnoj deyatel'nosti v seredine XIX – nachale KhKh vv. // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. SPb., 2008. №10. S. 88-94.

3. Kittary M.Ya. Vsemirnaya vystavka 1867 goda v Parizhe. SPb.: Izd. N.G. Ovsyannikova, 1867. 74 s.

4. Obzor Parizhskoj vsemirnoj vystavki 1867 g. SPb., 1869. 79 s.

5. Polozhenie o Russkom otdele Vsemirnoj Parizhskoj vystavki 1867 g. M., 1865. 50 s.

6. Sitovskij N.P. Pis'ma po povodu Parizhskoj vsemirnoj vystavki. Tiflis: tip. Gl. upr. namestnika kavk., 1867. 82 s.

7. Sobol'schikov V.I. Vzglyad na Vsemirnuyu vystavku v den' ee otkrytiya. SPb.: tip. M-va vn. del, 1867. 12 s.

8. Sobol'schikov V.I. Vospominaniya o Vsemirnoj vystavke. SPb.: tip. M-va vn. del, 1867. 24 s.

9. Khodnev A.I. Parizhskaya vsemirnaya vystavka. SPb.: Obschestvennaya pol'za, 1867. 17 s.

10. Kharitonov A.V. Arkhitektura russkikh pavil'onov na vsemirnykh vystavkakh v period s 1851 po 1911 g. // Vestnik RGGU. Seriya Filosofiya. Sotsiologiya. Iskusstvovedenie. M., 2010. №4 (10). S. 102-109.

11. Shpakov V.N. Istoriya vsemirnykh vystavok: monografiya. M.: ACT: Zebra E, 2008. 384 s.

Система Orphus

Loading...
Up