Представительство России на Всемирной выставке в Париже 1867 г.: «самобытность» или ориентация на Запад?

 
Код статьиS241328880007946-4-1
DOI10.18254/S241328880007946-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Санкт-Петербургский Государственный Университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаNauka.me
ВыпускНомер 3
Аннотация

   В статье продемонстрировано положение России на Всемирной выставке в Париже 1867г. Автор раскрыл не только весь спектр российской культуры, но и отобразил особенности каждого из направлений. На выставке 1867г. России не только удалось продемонстрировать достойный Европы уровень культуры, но также и отразить свою уникальность и самобытность.

Ключевые словаРоссия, 1867, Всемирная выставка, культура
Получено14.12.2019
Дата публикации31.12.2019
Кол-во символов12764
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 Практика универсальных выставок, которые аккумулируют достижения культур всего мира с целью взаимообмена и осуществления диалога с общественностью, продолжается до сих пор. Всемирные выставки в Париже в XIX в. стали центром притяжения для многих стран, стремившихся воспользоваться возможностью продемонстрировать свои достижения, обменяться опытом. Выставки сближали нации, способствовали сотрудничеству обществ, стимулировали научные изыскания и художественные поиски. Россия также знакомилась с достижениями европейской цивилизации, и сама при этом знакомила мир со своей самобытной культурой.
2 В отечественной историографии изучение участия России во Всемирных выставках (особенно в XIX в.) носит фрагментарный характер. Отметим, что ощущается недостаток аналитической информации и монографических исследований по выбранной теме за исключением работ В.Н. Шпакова, H.A. Мезенина1 и нескольких статей других авторов. Тема во всем своем масштабе не изучена. 1. Шпаков В.Н. История всемирных выставок. М., 2008. и Мезенин Н.А. Парад всемирных выставок. М., 1990.
3 В настоящей работе поставлена задача выявить специфику русской репрезентации, в том числе, экономический потенциал страны и демонстрируемую на выставке историко-культурную модель России того времени. Это обуславливается интересом в литературе к вопросам о том, как воспринимали Россию за рубежом, что страна могла представить на международной арене.
4 Участие России в выставке 1867 г. не в последнюю очередь должно было способствовать разрушению стереотипов, сложившихся еще со времен А. де Кюстина («La Russie en 1839»), преодолению образа России как страны, безнадежно отставшей в своем развитии от европейских держав. Дискуссии о принадлежности России к цивилизации Запада не утихают вплоть до наших дней2. Всемирные выставки, таким образом, становились для Российской Империи возможностью своеобразной «реабилитации» в глазах Европы. Тем не менее, являясь, по выражению евразийцев «перекрестком культур»3, Российская Империя показала на выставке в Париже, прежде всего, свой самобытный особый мир. 2. См., например: Безансон А. Россия – европейская страна? // Отечественные записки. М., 2004. №5; Малиа М. Non possumus: Ответ Алену Безансону // Отечественные записки. 2004. № 5; Нарочницкая Н.А. Россия и русские в мировой истории. М.: Междунар. отношения, 2005; Хоскинг Дж. Россия и русские: в 2 кн. / пер. с англ. М., 2003 и др.

3. См.: Савицкий П. Н. Континент Евразия. М.: Аграф, 1997; Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: Астрель, 2012 и другие работы евразийцев.
5 Эта «самобытность» нашла отражение в уникальных работах русских мастеров – И.П. Сазикова, П.А. Овчинникова, И. Соколова, Ф. Шопена и др. В частности, интерес посетителей вызвали золотые и серебряные изделия с национальными орнаментами И.П. Сазикова и П.А. Овчинникова, гальванопластический снимок камеи из Эрмитажа (Б.С. Якоби), которому была присуждена высшая награда – Гран-при. И.П. Сазикову была вручена награда уже в июне 1867 г.4. «Около витрины его вещей была постоянно масса народа. Замечательное разнообразие сюжетов, отчетливое исполнение делали произведения г. Сазикова предметом общего восхищения», «он даже не имел конкурентов» 5. 4. Ситовский Н.П. Письма по поводу Парижской всемирной выставки. Тифлис, 1867. С. 62.

5. Там же. С. 22.
6 Высшую оценку получил Иван Соколов за мозаику с изображениями святых, сделанную для Исаакиевского собора и оказавшуюся, по отзывам, даже выше итальянской6. Н.П. Ситовский отмечал: «Отовсюду слышатся похвалы: одни находят в них изящество, свое, особенное, с которым самая блестящая эпоха Возрождения не может соперничать; другие восхищаются оконченностью работы и художественностью рисунка; третьи говорят, что это далеко выше всего, что некогда производило флорентийское искусство»7. 6. Цит. по Шпакову В.Н. История всемирных выставок… С. 55.

7. Ситовский Н.П. Письма по поводу… С. 10.

всего просмотров: 1100

Оценка читателей: голосов 0

1. Востриков А.В. Историко-культурное исследование роли и участия Российской империи во всемирных универсальных выставках в Париже (1867-1900) // Вопросы культурологии. СПб., 2015. № 11. С. 43-48.

2. Данильченко В.И. Роль государственных органов Российской империи в организации выставочной деятельности в середине XIX – начале ХХ вв. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. СПб., 2008. №10. С. 88-94.

3. Киттары М.Я. Всемирная выставка 1867 года в Париже. СПб.: Изд. Н.Г. Овсянникова, 1867. 74 с.

4. Обзор Парижской всемирной выставки 1867 г. СПб., 1869. 79 с.

5. Положение о Русском отделе Всемирной Парижской выставки 1867 г. М., 1865. 50 с.

6. Ситовский Н.П. Письма по поводу Парижской всемирной выставки. Тифлис: тип. Гл. упр. наместника кавк., 1867. 82 с.

7. Собольщиков В.И. Взгляд на Всемирную выставку в день ее открытия. СПб.: тип. М-ва вн. дел, 1867. 12 с.

8. Собольщиков В.И. Воспоминания о Всемирной выставке. СПб.: тип. М-ва вн. дел, 1867. 24 с.

9. Ходнев А.И. Парижская всемирная выставка. СПб.: Общественная польза, 1867. 17 с.

10. Харитонов А.В. Архитектура русских павильонов на всемирных выставках в период с 1851 по 1911 г. // Вестник РГГУ. Серия Философия. Социология. Искусствоведение. М., 2010. №4 (10). С. 102-109.

11. Шпаков В.Н. История всемирных выставок: монография. М.: ACT: Зебра E, 2008. 384 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх