Центральная Азия как симбиоз мировых цивилизаций

 
Код статьиS241328880007934-1-1
DOI10.18254/S241328880007934-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Государственный академический университет гуманитарных наук
Адрес: Российская Федерация,
Название журналаNauka.me
ВыпускНомер 4
Аннотация

  В статье рассматривается генезис центральноазиатской цивилизации как отдельного объекта исследований. Центральная Азия, в силу своего географического положения, вобрала в себя лучшее от множества культур, сохранив при этом свою уникальность и самобытность.

Ключевые слова Центральная Азия, цивилизация, симбиоз, многообразие
Получено31.12.2019
Дата публикации31.12.2019
Кол-во символов8800
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 Понятие «Центральная Азия» включает в себя такие геополитические страны как Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Кыргызстан. Именно эти государства являются историческими и культурными областями данного региона. Однако существует мнение, что определение должно включать такие государства как: Монголия, часть Китая, Афганистан, некоторые области Пакистана и Иран. Американский исследователь Ю. Брегель отметил, что пока ведутся научные исследования в данном регионе, есть те, кто испытывает недопонимание, где именно расположена Центральная Азия. Также говорил, что такое происходит и в кругах ученых, которые специализируются на азиатской истории и антропологии. 1 1. Bregel Yu. Notes on the Study of Central Asia. // Papers on Inner Asia – Bloomington, 1996. – No. 28.- P.1.
2 Разногласие прослеживается и в параметрах цивилизационной классификации Центральной Азии. Имеются такие дефиниции: «тюрко-иранская», «туранская» и другие цивилизации. У них же существует подразделение на цивилизации по этническим группам, которые населяют регион: узбекская, туркменская, таджикская.
3 Понятие «цивилизация» имеет дефиницию определенного «мира», то есть пространственно-временной культурно-экономический континуум с собственными идеями, ценностями и так далее. «У каждой культуры – по словам Освальда Шпенглера – есть своя собственная цивилизация».2 2. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1: Гештальт и действительность / Пер. с нем. М.: Мысль, 1993. С. 163.
4 Как правило, масштабы цивилизации не совпадают с этническими границами, чаще всего они становятся межэтническими. Именно эти несоответствия дают понимания о развитии цивилизационного процесса в Центральной Азии.
5 Цивилизация Центральной Азии объединила в себе две составляющие – цивилизации кочевников и оседлых земледельцев. Кочевые народы включали в себя триаду признаков цивилизации: монументальная культура, города и письменность.3 В древности ядром идеологии являлся этноцентризм- противопоставление своего этноса внешнему, то есть иноэтническому окружению. В кочевых государственных образованиях Центральной Азии существовала жесткая централизованная политическая и военная власть. Во главе стоял «Небом поставленный» верховный правитель-каган. В основном цивилизация этого региона развивалась как самоорганизующаяся социальная система на всех уровнях - от семьи до племени. Высшая государственная власть обеспечивала целостность и устойчивость союзнических отношений, могла контролировать этнические группы. 3. Худяков Ю. С., Комиссаров С.А. Кочевые цивилизации Восточного Туркестана. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского гос. Ун-та, 2002.- С. 7-8.
6 Находясь между Ближневосточной (вавилонской, эллинской и т.д.) и Азиатской (китайской, индийской, арабской) цивилизациями, страны Центральной Азии активно интегрировали лучшие аспекты этих культур. Тюрки, арабы, славяне, китайцы, иранцы, монголы и индийцы - эти племена и народы пересекали свой путь именно по этому региону. История оставила большой пласт культурного наследия для современной Центральной Азии, которые входят в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

всего просмотров: 685

Оценка читателей: голосов 0

1. Bregel Yu. Notes on the Study of Central Asia. // Papers on Inner Asia – Bloomington, 1996. – No. 28.- P.1.

2. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1: Гештальт и действительность / Пер. с нем. М.: Мысль, 1993. 663 с.

3. Худяков Ю. С., Комиссаров С.А. Кочевые цивилизации Восточного Туркестана. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского гос. ун-та, 2002.- С. 7-8.

4. Международный симпозиум «Экономический пояс Шелкового пути», 26 июня 2014 г. [Электронный ресурс] // URL: http://china-uz-friendship.com/?p=2231 (дата обращения 24.11.19).

5. Итоги национальной переписи населения 2009 года. [Электронный ресурс] // URL: https://www.ivisa.com/visa-blog/history-of-stat.kz (дата обращения 21.11.19).

6. Rywkin M. Religion, Modem Nationalism and Political Power in Soviet Central Asia // Canadian Slavonic Papers/ Ottawa. 1975. Vol. XVII. No. 2/3. P. 275.

7. National digital history of Kasahstan. [Электронный ресурс] // URL: https://e-history.kz/ru/contents/view/365#2 (дата обращения 22.11.19).

8. Абаев Н.В. Хомушку О.М. Духовно-культурные традиции в геополитическом и цивилизационном пространстве Центральной Азии и Саяно-Алтая. – Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2011.

9. Степанянц М. Т. Восточные философии. Восток в эпоху глобализации – Москва, 2011. С. 128-145.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх