Семейная политика в работах А.М. Коллонтай

 
Код статьиS241328880006304-8-1
DOI10.18254/S241328880006304-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: НИУ ВШЭ, Школа культурологии
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаNauka.me
ВыпускНомер 2
Аннотация

А.М. Коллонтай, взяв за основу базовые положения работы Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», создала свою программу государственной политики в области материнства и детства, а также сформулировала свои взгляды на женскую идентичность в концепции «новой женщины». В данной статье предпринимается анализ именно взглядов Коллонтай в области государственной политики по отношению к семье, а если точнее – материнству. 

 

Многие современные феминистские исследовательницы считают ее одной из предтеч радикального феминизма, поскольку Коллонтай одна из первых проблематизировала сферу приватного и домашнего. В XIX веке и ранее тема ведения хозяйства и воспитания детей оставалась уделом частных дискуссий, Коллонтай же выносит эти вопросы в публичный дискурс. По большому счету она разделяла утверждение марксистов о том, что освобождение женщин произойдет по инерции после свершения социалистической революции, но с поправкой на реформирование частной сферы. Одних государственных реформ недостаточно для равноправия женщин и мужчин, необходимо качественное преобразование экономической и политической системы. По мысли Коллонтай, необходимо создать систему общественного хозяйства, которая избавит работницу от выполнения хозяйственной функции и позволит обрести экономическую независимость. Именно самостоятельность в финансовых вопросах она считала основой достижения равноправия с мужчинами. Однако важно отметить, что Коллонтай предлагала женщинам своего рода общественный договор с государством. Согласно этому договору, в обмен на государственное обеспечение материнства и детства, женщины брали на себя обязанность обеспечить воспроизводство населения. Некоторые исследовательницы считают, что такой подход можно назвать государственным патриархатом.

Ключевые словаКоллонтай, марксистский феминизм, семейная политика, государственный патриархат, материнство
Получено21.08.2019
Дата публикации31.12.2019
Кол-во символов19130
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1

Важной чертой истории российского феминизма начала XX века было противостояние двух идеологических направлений внутри самого феминистского движения: либерального и марксистского. А.М. Коллонтай, как и другие теоретики марксистского феминизма, понимая классовую структуру общества, отвергала идею единого женского движения, а остальные течения феминизма клеймила как буржуазные. По мысли Коллонтай, причина порабощения женщин при капитализме совпадает с причиной эксплуатации пролетариата – речь о частной собственности. И как рабочий из-за материальной необеспеченности вынужден идти на фабрику, так и женщина «продает» себя мужчине потому, что не имеет собственных доходов. Таким образом, согласно марксистскому феминизму, буржуазная семья является элементом, подлежащим искоренению. Однако стоит отметить, что, хотя Коллонтай и разделяла тезис классических марксистов Энгельса и Бебеля об освобождении женщины через социалистическую революцию, она осознавала необходимость создания особых условий для работающих женщин.

2

По мнению Коллонтай, для установления равноправия обязательна экономическая независимость женщины. Именно поэтому женщина – это прежде всего труженица, работница. Коллонтай поддерживала введение всеобщей трудовой повинности и считала это даже более важным достижением в истории женской эмансипации, чем обретение женщинами политических и гражданских прав1. Действительно, право голоса давало лишь юридическое равенство, в то время как возможность и необходимость зарабатывать собственными силами даровало реальную независимость от мужа. «В Советской Трудовой России есть только один хозяин, от которого одинаково зависят и рабочий, и работница, это – Советская Трудовая Республика»2, – писала Коллонтай.

1. Коллонтай А.М. Положение женщины в эволюции хозяйства. — М.: «Государственное издательство», 1922. — С. 146.

2. Там же. С. 145.
3

Однако, по мнению Коллонтай, введение трудовой повинности без широкомасштабной реформы быта может стать ошибкой, которая приведет к еще большему закабалению женщин3. Занимаясь разработкой закона об охране материнства по заказу Государственной Думы, она провела фундаментальное исследование страхования материнства в России и других странах, где анализируя медицинскую и производственную статистику, обобщила опыт фабричных работниц. Результаты исследования были опубликованы под названием: «Общество и материнство»4 в 1913 году. Коллонтай доказывает на примере описания женского труда при капиталистическом строе, что он ведет к еще большему угнетению женщин, и расценивает его как «наиреакционнейший»5.Трудовая повинность в Англии, Франции, Германии и России стала причиной повышения женской смертности во время Первой мировой войны, а условия жизни катастрофически ухудшились6. Описание условий фабричного труда женщин в викторианской Англии, например, в сфере легкой промышленности7, демонстрирует: дело действительно в капиталистической системе. Более того, все послабления (улучшение условий труда, сокращение рабочих часов), которые получали работницы, были инициированы пролетарским движением, а не деятельницами женского движения8. Это еще раз доказывает, по мнению Коллонтай, несовместимость подходов либерального и марксистского феминизмов, а также подтверждает ее базовый тезис об освобождении женщины через диктатуру пролетариата.

3. Там же. С. 150.

4. Коллонтай А.М. Общество и материнство. — М.: «Государственное издательство», 1921-1922.

5. Коллонтай А.М. Положение женщины в эволюции хозяйства. — М.: «Государственное издательство», 1922. — С. 150.

6. Там же. С. 134-135.

7. Коллонтай А.М. Социальные основы женского вопроса. — СПб.: Изд. «Знание», 1909. — С. 67-68.

8. Там же. С. 70.

всего просмотров: 887

Оценка читателей: голосов 0

1. 1. Брайсон В. Политическая теория феминизма — М.: Издательство «Идея-Пресс», 2001. — 304 С.

2. Козлова Н.Н. Общество и материнство в концепции Коллонтай // Александра Коллонтай: теория женской эмансипации в контексте российской гендерной политики / Под ред. Успенской В.И. — Тверь: Издательство ТвГУ, 2003. — С. 51-62.

3. Коллонтай А.М. Новая женщина // Новая мораль и рабочий класс — М.: ВЦИК Советов р., к. и к. депутатов, 1919. — С. 3-36.

4. Коллонтай А.М. Общество и материнство. — М.: «Государственное издательство», 1921-1922. — 598 С.

5. Коллонтай А.М. Положение женщины в эволюции хозяйства. — М.: «Государственное издательство», 1922. — 208 С.

6. Коллонтай А.М. Социальные основы женского вопроса. — СПб.: Изд. «Знание», 1909. — 432 С.

7. Коллонтай А.М. Семья и коммунистическое государство — Тверь: Изд. «Коммуна», 1919. — 28 С.

8. Осипович Т.Е. Коммунизм, феминизм, освобождение женщин и Александра Коллонтай // Общественные науки и современность. — 1993. — №1. — С. 174-186.

9. Чикалова И.Р. И.Арманд и А.Коллонтай: феминизм, коммунизм и женский вопрос в послереволюционной России // Женщины в истории: возможность быть увиденными / Под ред. И. Р. Чикаловой. — Минск, 2002. — С. 241-250.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх