Family policy in the works by A. Kollontai

 
PIIS241328880006304-8-1
DOI10.18254/S241328880006304-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: HSE, School of Cultural Studies
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameNauka.me
EditionIssue 2
Abstract

A. M. Kollontai took as a basis the basic provisions of the work of F. Engels "The origin of the Family, Private Property and the State" and created her own concept of state policy in the field of motherhood and childhood. She formulated her views on women's identity in the concept of "New woman". This article analyzes the views of Kollontai in the field of state policy in relation to the family, and more precisely – motherhood. 

 

Many modern feminist researchers consider Kollontai one of the forerunners of radical feminism, since she was one of the first to problematize the sphere of private and domestic. In the nineteenth century and earlier, the theme of household and the upbringing of children was left to the discretion of private discussions, yet Kollontai brings these issues into the public discourse. At large, she shared the Marxists' claim that the liberation of women would happen automatically after the socialist revolution, but with an amendment to the reform of the private sphere. State reforms alone are not enough for the equality of women and men; a qualitative transformation of the economic and political system is needed. According to Kollontai, it is necessary to create a system of public sector, which will be resbonsible for redeeming female worker from performing householding functions and will allow to gain economic independence. It was autonomy in financial matters that she saw as the basis for achieving equality with men. However, it is important to note that Kollontai offered women a kind of social contract with the state. According to this agreement, in exchange for state support of motherhood and childhood, women assumed the obligation to ensure the reproduction of the population. Some researchers believe that this approach can be called the state patriarchy.

KeywordsKollontai, marxist feminism, family policy, state patriarchy, motherhood
Received21.08.2019
Publication date31.12.2019
Number of characters19130
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1

Важной чертой истории российского феминизма начала XX века было противостояние двух идеологических направлений внутри самого феминистского движения: либерального и марксистского. А.М. Коллонтай, как и другие теоретики марксистского феминизма, понимая классовую структуру общества, отвергала идею единого женского движения, а остальные течения феминизма клеймила как буржуазные. По мысли Коллонтай, причина порабощения женщин при капитализме совпадает с причиной эксплуатации пролетариата – речь о частной собственности. И как рабочий из-за материальной необеспеченности вынужден идти на фабрику, так и женщина «продает» себя мужчине потому, что не имеет собственных доходов. Таким образом, согласно марксистскому феминизму, буржуазная семья является элементом, подлежащим искоренению. Однако стоит отметить, что, хотя Коллонтай и разделяла тезис классических марксистов Энгельса и Бебеля об освобождении женщины через социалистическую революцию, она осознавала необходимость создания особых условий для работающих женщин.

2

По мнению Коллонтай, для установления равноправия обязательна экономическая независимость женщины. Именно поэтому женщина – это прежде всего труженица, работница. Коллонтай поддерживала введение всеобщей трудовой повинности и считала это даже более важным достижением в истории женской эмансипации, чем обретение женщинами политических и гражданских прав1. Действительно, право голоса давало лишь юридическое равенство, в то время как возможность и необходимость зарабатывать собственными силами даровало реальную независимость от мужа. «В Советской Трудовой России есть только один хозяин, от которого одинаково зависят и рабочий, и работница, это – Советская Трудовая Республика»2, – писала Коллонтай.

1. Коллонтай А.М. Положение женщины в эволюции хозяйства. — М.: «Государственное издательство», 1922. — С. 146.

2. Там же. С. 145.
3

Однако, по мнению Коллонтай, введение трудовой повинности без широкомасштабной реформы быта может стать ошибкой, которая приведет к еще большему закабалению женщин3. Занимаясь разработкой закона об охране материнства по заказу Государственной Думы, она провела фундаментальное исследование страхования материнства в России и других странах, где анализируя медицинскую и производственную статистику, обобщила опыт фабричных работниц. Результаты исследования были опубликованы под названием: «Общество и материнство»4 в 1913 году. Коллонтай доказывает на примере описания женского труда при капиталистическом строе, что он ведет к еще большему угнетению женщин, и расценивает его как «наиреакционнейший»5.Трудовая повинность в Англии, Франции, Германии и России стала причиной повышения женской смертности во время Первой мировой войны, а условия жизни катастрофически ухудшились6. Описание условий фабричного труда женщин в викторианской Англии, например, в сфере легкой промышленности7, демонстрирует: дело действительно в капиталистической системе. Более того, все послабления (улучшение условий труда, сокращение рабочих часов), которые получали работницы, были инициированы пролетарским движением, а не деятельницами женского движения8. Это еще раз доказывает, по мнению Коллонтай, несовместимость подходов либерального и марксистского феминизмов, а также подтверждает ее базовый тезис об освобождении женщины через диктатуру пролетариата.

3. Там же. С. 150.

4. Коллонтай А.М. Общество и материнство. — М.: «Государственное издательство», 1921-1922.

5. Коллонтай А.М. Положение женщины в эволюции хозяйства. — М.: «Государственное издательство», 1922. — С. 150.

6. Там же. С. 134-135.

7. Коллонтай А.М. Социальные основы женского вопроса. — СПб.: Изд. «Знание», 1909. — С. 67-68.

8. Там же. С. 70.

views: 882

Readers community rating: votes 0

1. Braison V. Politicheskaya teoriya feminizma — M.: Izdatel'stvo «Ideya-Press», 2001. — 304 S.

2. Kozlova N.N. Obshchestvo i materinstvo v kontseptsii Kollontai // Aleksandra Kollontai: teoriya zhenskoi emansipatsii v kontekste rossiiskoi gendernoi politiki / Pod red. Uspenskoi V.I. — Tver': Izdatel'stvo TvGU, 2003. — S. 51-62.

3. Kollontai A.M. Novaya zhenshchina // Novaya moral' i rabochii klass — M.: VTsIK Sovetov r., k. i k. deputatov, 1919. — S. 3-36.

4. Kollontai A.M. Obshchestvo i materinstvo. — M.: «Gosudarstvennoe izdatel'stvo», 1921-1922. — 598 S.

5. Kollontai A.M. Polozhenie zhenshchiny v evolyutsii khozyaistva. — M.: «Gosudarstvennoe izdatel'stvo», 1922. — 208 S.

6. Kollontai A.M. Sotsial'nye osnovy zhenskogo voprosa. — SPb.: Izd. «Znanie», 1909. — 432 S.

7. Kollontai A.M. Sem'ya i kommunisticheskoe gosudarstvo — Tver': Izd. «Kommuna», 1919. — 28 S.

8. Osipovich T.E. Kommunizm, feminizm, osvobozhdenie zhenshchin i Aleksandra Kollontai // Obshchestvennye nauki i sovremennost'. — 1993. — №1. — S. 174-186.

9. Chikalova I.R. I.Armand i A.Kollontai: feminizm, kommunizm i zhenskii vopros v poslerevolyutsionnoi Rossii // Zhenshchiny v istorii: vozmozhnost' byt' uvidennymi / Pod red. I. R. Chikalovoi. — Minsk, 2002. — S. 241-250.

Система Orphus

Loading...
Up