Gaps in Legal Regulation of Public Servitude for the Purposes of Construction of a Linear Facility of the Gas Supply System

 
PIIS231243500031372-7-1
DOI10.61525/S231243500031372-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Leading Counsel, Claim Administration Department, Legal Division, Gazprom Mezhregiongaz, LLC; Postgraduate Student of the Autonomous Non-Commercial Organization V.A. Musin Research Center for the Development of Energy Law and Modern Legal Science
Affiliation:
Gazprom Mezhregiongaz, LLC
Autonomous Non-Commercial Organization V.A. Musin Research Center for the Development of Energy Law and Modern Legal Science
Address: Russian Federation
Journal nameEnergy law forum
EditionIssue 2
Pages54-60
Abstract

The article examines the legislation regulating the implementation of public servitude for the purpose of operation, reconstruction, and construction of linear facilities of the gas supply system. The author identifies gaps in the rules of law and issues that arise in the application of these rules at all stages of the public servitude validity. The paper analyzes the major conditions and principles governing the approval of public servitudes in relation to privately owned land plots and the mechanism of formation of payment for the use of public servitudes. The author emphasizes the necessity of detailing certain concepts and improving existing rules, given that the rules introduced in 2018 pertaining to the approval of public servitudes for specific purposes, including for the operation, reconstruction and construction of engineering facilities for the gas supply system, require supplementation and partial amendment. This is due to the fact that they do not fully align with the State’s objectives of gasifying the country in the shortest possible time.

Keywords energy law, legal regime of power facilities, linear facility of gas supply system, public servitude
Received24.07.2024
Publication date25.07.2024
Number of characters22972
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Наличие на территории того или иного государства природных ресурсов является одним из важнейших критериев определения перспектив его развития в долгосрочной программе. К основным, критически необходимым, наиболее актуальным, а также востребованным по ряду причин энергетическим ресурсам относятся такие виды топлива, как нефть и газ
2 По запасам нефти Россия занимает 6-е место в мире, а по добыче — 3-е. По газу позиции России совершенно иные — 1-е место в мире по запасам и 2-е по добыче. При этом следует учитывать, что нефти России хватит еще только на 21 год, а газа — на 75 лет [1].
3 Более того, газ является более экологически чистым, энергоемким и дешевым по сравнению с нефтью ресурсом, его транспортировка может осуществляться как в сжиженном виде, так и по газопроводам. Второй вариант представляется наиболее предпочтительным, так как позволяет осуществлять транспортировку значительных объемов газа на большие дистанции с минимальными рисками.
4 В 2021 г. Правительством РФ был утвержден план действий по внедрению социально ориентированной и экономически эффективной системы газификации и газоснабжения субъектов РФ, согласно которому к 2030 г. уровень газификации населения субъектов РФ должен выйти на уровень 82,9% [2].
5 Для достижения столь высоких показателей необходимо, чтобы все элементы системы работали как единый слаженный механизм, чтобы каждый этап газификации, будь то получение необходимой разрешительной документации, строительство или введение газопровода в эксплуатацию, проходил по заранее намеченному сценарию.
6 Подразумевается, что законодательная база в данном сценарии выступает своеобразным мостом, соединяющим такую амбициозную идею с прогнозируемым к достижению результатом.
7 Строительство газопровода — сложный процесс, предполагающий помимо прочего определение земельных участков, которые будут использованы для расположения газопровода, а также оформление на данные земельные участки необходимых прав.
8 Публичный сервитут стал одним из наиболее удобных способов оформления прав на земли и земельные участки, необходимые для размещения линейных объектов [3], к которым в том числе относятся газопроводы, после того, как Федеральный закон от 03.08.2018 № 341-ФЗ [4] (далее — Закон) внес изменения в земельное законодательство с целью упрощения процедуры размещения линейных объектов.
9 Еще в процессе разработки и шлифовки законопроекта указанного нормативного правового акта эксперты высказывались неоднозначно о выбранной законодателем конструкции.
10 Так, М.В. Бочаров указывал, что с точки зрения общественного развития этот Закон является необходимым и полезным. Он позволяет оформлять размещение инженерных сооружений, в которых есть общественная потребность, в 3–4 раза быстрее. Без инженерных сооружений, как мы знаем, невозможно ни жилищное строительство, ни промышленное развитие, ни ведение современного сельского хозяйства, а это как раз те задачи, которые стоят перед нашим обществом [5].

views: 1

Readers community rating: votes 0

1. Basalaeva E.V., Ilyushina M.N., Smirnov V.V. Investitsii v gazovuyu otrasl' Rossii: prioritet importozamescheniyu i innovatsiyam // Bezopasnost' biznesa. 2023. № 4. S. 10–20.

2. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 30.04.2021 № 1152-r «Ob utverzhdenii plana meropriyatij (“dorozhnoj karty”) po vnedreniyu sotsial'no orientirovannoj i ehkonomicheski ehffektivnoj sistemy gazifikatsii i gazosnabzheniya sub'ektov Rossijskoj Federatsii» // Ofitsial'nyj internet-portal pravovoj informatsii. URL: http://pravo.gov.ru (data obrascheniya: 06.05.2021).

3. Malinnikova A.I. Osobennosti ustanovleniya publichnogo servituta v tselyakh razmescheniya inzhenernykh sooruzhenij // Imuschestvennye otnosheniya v Rossijskoj Federatsii. 2023. № 1. S. 104–110.

4. Federal'nyj zakon ot 03.08.2018 № 341-FZ “O vnesenii izmenenij v Zemel'nyj kodeks Rossijskoj Federatsii i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federatsii v chasti uproscheniya razmescheniya linejnykh ob'ektov” // Ofitsial'nyj internetportal pravovoj informatsii. URL: http://www.pravo.gov.ru (data obrascheniya: 04.08.2018).

5. Ivanov A., Bocharov M., Sukhanov E. i dr. Novaya zhizn' publichnykh servitutov // Zakon. 2018. № 10. S. 17.

6. Prikaz Minehkonomrazvitiya Rossii ot 04.06.2019 № 321 “Ob utverzhdenii metodicheskikh rekomendatsij po opredeleniyu platy za publichnyj servitut v otnoshenii zemel'nykh uchastkov, nakhodyaschikhsya v chastnoj sobstvennosti ili nakhodyaschikhsya v gosudarstvennoj ili munitsipal'noj sobstvennosti i predostavlennykh grazhdanam ili yuridicheskim litsam” // IPS Konsul'tant plyus.

7. Kokurin V.A. Problema obespecheniya balansa chastnykh i publichnykh interesov pri opredelenii sroka publichnogo servituta // Imuschestvennye otnosheniya v Rossijskoj Federatsii. 2023. № 4. S. 71–76.

8. Pis'mo Minehkonomrazvitiya Rossii ot 04.02.2020 № OG-D23-910 “O rassmotrenii obrascheniya” //IPS Konsul'tant Plyus.

9. Federal'nyj zakon ot 29.07.1998 № 135-FZ “Ob otsenochnoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federatsii” // Sobranie zakonodatel'stva RF. 03.08.1998. № 31. St. 3813.

10. Reshenie Arbitrazhnogo suda Arkhangel'skoj oblasti ot 10.10.2022 po delu № A05–6826/2021. URL: https://ras.arbitr.ru/

11. Ignat'eva I.A. Modernizatsiya publichnogo servituta i potentsial'nye osnovaniya dlya zemel'nykh sporov pri razmeschenii ob'ektov ehlektroehnergetiki // Sud'ya. 2019. № 3. S. 38–42.

Система Orphus

Loading...
Up