Пробелы правового регулирования публичного сервитута в целях строительства линейного объекта системы газоснабжения

 
Код статьиS231243500031372-7-1
DOI10.61525/S231243500031372-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий юрисконсульт отдела претензионной и исковой работы юридического управления ООО «Газпром межрегионгаз»; аспирант АНО «Научно-исследовательский «Центр развития энергетического права и современной правовой науки имени В.А.Мусина»
Аффилиация:
ООО «Газпром межрегионгаз»
«Научно-исследовательский «Центр развития энергетического права и современной правовой науки имени В.А.Мусина»
Адрес: Российская Федерация
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск №2
Страницы54-60
Аннотация

 В статье рассматривается законодательство, регулирующее осуществление публичного сервитута с целью эксплуатации, реконструкции и строительства линейных объектов системы газоснабжения. Автор выявляет пробелы в правовых нормах и проблемные вопросы, возникающие при использовании данных норм на всех этапах действия публичного сервитута. В работе проанализированы основные условия и принципы утверждения публичного сервитута по отношению к земельным участкам в частной собственности, а также механизм формирования платы за пользование публичным сервитутом. Автор указывает на целесообразность детализации определенных понятий и усовершенствования существующих норм, поскольку введенные в действие в 2018 г. нормы, касающиеся утверждения публичного сервитута в специфических целях, в том числе для эксплуатации, реконструкции и строительства объектов инженерного типа системы газоснабжения, нуждаются в дополнении и частичном изменении ввиду того, что они не в полной мере отвечают поставленным перед государством задачам по газификации страны в максимально сжатые сроки.

Ключевые словаэнергетическое право, правовое режим энергетических объектов, линейный объект системы газоснабжения, публичный сервитут
Получено24.07.2024
Дата публикации25.07.2024
Кол-во символов22972
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Наличие на территории того или иного государства природных ресурсов является одним из важнейших критериев определения перспектив его развития в долгосрочной программе. К основным, критически необходимым, наиболее актуальным, а также востребованным по ряду причин энергетическим ресурсам относятся такие виды топлива, как нефть и газ
2 По запасам нефти Россия занимает 6-е место в мире, а по добыче — 3-е. По газу позиции России совершенно иные — 1-е место в мире по запасам и 2-е по добыче. При этом следует учитывать, что нефти России хватит еще только на 21 год, а газа — на 75 лет [1].
3 Более того, газ является более экологически чистым, энергоемким и дешевым по сравнению с нефтью ресурсом, его транспортировка может осуществляться как в сжиженном виде, так и по газопроводам. Второй вариант представляется наиболее предпочтительным, так как позволяет осуществлять транспортировку значительных объемов газа на большие дистанции с минимальными рисками.
4 В 2021 г. Правительством РФ был утвержден план действий по внедрению социально ориентированной и экономически эффективной системы газификации и газоснабжения субъектов РФ, согласно которому к 2030 г. уровень газификации населения субъектов РФ должен выйти на уровень 82,9% [2].
5 Для достижения столь высоких показателей необходимо, чтобы все элементы системы работали как единый слаженный механизм, чтобы каждый этап газификации, будь то получение необходимой разрешительной документации, строительство или введение газопровода в эксплуатацию, проходил по заранее намеченному сценарию.
6 Подразумевается, что законодательная база в данном сценарии выступает своеобразным мостом, соединяющим такую амбициозную идею с прогнозируемым к достижению результатом.
7 Строительство газопровода — сложный процесс, предполагающий помимо прочего определение земельных участков, которые будут использованы для расположения газопровода, а также оформление на данные земельные участки необходимых прав.
8 Публичный сервитут стал одним из наиболее удобных способов оформления прав на земли и земельные участки, необходимые для размещения линейных объектов [3], к которым в том числе относятся газопроводы, после того, как Федеральный закон от 03.08.2018 № 341-ФЗ [4] (далее — Закон) внес изменения в земельное законодательство с целью упрощения процедуры размещения линейных объектов.
9 Еще в процессе разработки и шлифовки законопроекта указанного нормативного правового акта эксперты высказывались неоднозначно о выбранной законодателем конструкции.
10 Так, М.В. Бочаров указывал, что с точки зрения общественного развития этот Закон является необходимым и полезным. Он позволяет оформлять размещение инженерных сооружений, в которых есть общественная потребность, в 3–4 раза быстрее. Без инженерных сооружений, как мы знаем, невозможно ни жилищное строительство, ни промышленное развитие, ни ведение современного сельского хозяйства, а это как раз те задачи, которые стоят перед нашим обществом [5].

всего просмотров:

Оценка читателей: голосов 0

1. Басалаева Е.В., Илюшина М.Н., Смирнов В.В. Инвестиции в газовую отрасль России: приоритет импортозамещению и инновациям // Безопасность бизнеса. 2023. № 4. С. 10–20.

2. Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2021 № 1152-р «Об утверждении плана мероприятий (“дорожной карты”) по внедрению социально ориентированной и экономически эффективной системы газификации и газоснабжения субъектов Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 06.05.2021).

3. Малинникова А.И. Особенности установления публичного сервитута в целях размещения инженерных сооружений // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2023. № 1. С. 104–110.

4. Федеральный закон от 03.08.2018 № 341-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов” // Официальный интернетпортал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 04.08.2018).

5. Иванов А., Бочаров М., Суханов Е. и др. Новая жизнь публичных сервитутов // Закон. 2018. № 10. С. 17.

6. Приказ Минэкономразвития России от 04.06.2019 № 321 “Об утверждении методических рекомендаций по определению платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам” // ИПС Консультант плюс.

7. Кокурин В.А. Проблема обеспечения баланса частных и публичных интересов при определении срока публичного сервитута // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2023. № 4. С. 71–76.

8. Письмо Минэкономразвития России от 04.02.2020 № ОГ-Д23-910 “О рассмотрении обращения” //ИПС Консультант Плюс.

9. Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. № 31. Ст. 3813.

10. Решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.10.2022 по делу № А05–6826/2021. URL: https://ras.arbitr.ru/

11. Игнатьева И.А. Модернизация публичного сервитута и потенциальные основания для земельных споров при размещении объектов электроэнергетики // Судья. 2019. № 3. С. 38–42.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх