Развитие конкуренции на розничных рынках электрической энергии: перспективы совершенствования законодательства Российской Федерации об электроэнергетике

 
Код статьиS231243500029321-1-1
DOI10.61525/S231243500029321-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Юрист Департамента нормативного обеспечения Правового управления Ассоциации «Некоммерческое партнерство Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью»; аспирант АНО “Научно-исследовательский
Аффилиация:
Ассоциация «Некоммерческое партнерство Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью»
АНО “Научно-исследовательский “Центр развития энергетического права и современной правовой науки имени
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 4
Страницы77-89
Аннотация

Принятие мер по развитию конкуренции и совершенствованию рыночных отношений имеет принципиальное значение для функционирования электроэнергетики. Это обусловлено реализацией поставленных перед отраслью стратегических задач по повышению надежности и качества энергоснабжения потребителей, необходимостью достижения целей обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации, ролью электроэнергетики в укреплении национальной экономики. В настоящее время розничные рынки характеризуются высоким уровнем концентрации и неразвитой конкуренцией ввиду совокупности проблем, которые на данный момент не решены. Минэнерго России подготовлена перспективная модель конкурентных розничных рынков электрической энергии, устанавливающая базовые требования к перспективной модели указанных рынков, а также направления развития конкурентных отношений в их пределах. Реализация заложенных в концепции принципов требует внесения изменений в законодательство Российской Федерации об электроэнергетике. Для этого предлагается рассмотреть возможность подготовки проекта федерального закона, а также проекта постановления Правительства РФ в его развитие.

Ключевые словаэнергетическое право, правовое регулирование розничных рынков электрической энергии, модель конкурентных розничных рынков электрической энергии
Получено28.08.2023
Дата публикации24.01.2024
Кол-во символов40648
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1

I. Значимость принятия мер по развитию конкуренции и совершенствованию рыночных отношений в сфере электроэнергетики

2 Вопросы, связанные с развитием рыночных отношений и конкуренции в электроэнергетике, имели принципиальное значение для отрасли как в период реформирования, так и на современном этапе ее развития.
3 Основными направлениями реформирования электроэнергетики Российской Федерации было предусмотрено, что стратегической задачей проведения реформы отрасли являлся перевод электроэнергетики в режим устойчивого развития на базе применения прогрессивных технологий и рыночных принципов функционирования, обеспечение на этой основе надежного, экономически эффективного удовлетворения платежеспособного спроса на электрическую энергию. [1]
4 Проводимая реформа основывалась на принципах демонополизации и развития конкуренции в секторах производства, сбыта и оказания услуг (ремонт, наладка, проектирование и т.д.), обеспечения всем производителям и потребителям равного доступа к инфраструктуре рынка, обеспечения финансовой прозрачности рынков электроэнергии [2]. К числу факторов, от которых зависело успешное преобразование отрасли, отнесены создание конкурентных рынков электроэнергии во всех регионах страны, в которых организация таких рынков технически возможна, а также создание нормативной правовой базы отрасли, регулирующей ее функционирование в новых экономических условиях.
5 Совершенствование рынков электроэнергии было выделено в отдельное направление реформы, в рамках которого предполагалось проведение мероприятий по преобразованию федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) в полноценный конкурентный оптовый рынок электроэнергии и формирование эффективных розничных рынков электрической энергии, обеспечивающих надежное энергоснабжение потребителей в условиях поэтапного развития на них конкуренции.
6 Впоследствии сформированный в Основных направлениях реформирования электроэнергетики Российской Федерации концепт и принципы организации экономических отношений, возникающих в процессе производства, передачи, сбыта и потребления электрической энергии в пределах рынков электрической энергии (мощности), нашли свое отражение в Федеральном законе от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике»).
7 На территории Российской Федерации действует двухуровневый рынок электрической энергии и мощности – оптовый и розничный.
8 Согласно пункту 1 статьи 6 ФЗ «Об электроэнергетике» одним из общих принципов организации экономических отношений и основ государственной политики в сфере электроэнергетики является использование рыночных отношений и конкуренции в качестве одного из основных инструментов формирования устойчивой системы удовлетворения спроса на электрическую энергию при условии обеспечения надлежащего качества и минимизации стоимости электрической энергии.

всего просмотров: 68

Оценка читателей: голосов 0

1. Основные направления реформирования электроэнергетики Российской Федерации, одобренные постановлением Правительства РФ от 11.07.2001 № 526 // Собрание законодательства РФ. 2001. № 29. Ст. 3032.

2. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002–2004 годы), утвержденная распоряжением Правительства РФ от 10.07.2001 № 910‑р // Собрание законодательства РФ. 2001. № 31. Ст. 3295.

3. Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 09.06.2020 № 1523‑р // Собрание законодательства РФ. 2020. № 24. Ст. 3847.

4. Государственная программа “Развитие энергетики”, утвержденная постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 321 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 18. Ст. 2167.

5. Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 13.05.2019 № 216 // Собрание законодательства РФ. 2019. № 20. Ст. 2421.

6. Указ Президента РФ от 21.12.2017 № 618 “Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции” // Собрание законодательства РФ. 2017. № 52. Ст. 8111.

7. Национальный план (“дорожная карта”) развития конкуренции в Российской Федерации на 2021–2025 годы, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 02.09.2021 № 2424‑р // Собрание законодательства РФ. 2021. № 37. Ст. 6553.

8. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденные Правительством РФ на период до 2024 года.

9. Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная протоколом Президиума ФАС России от 03.07.2019 № 6.

10. Рекомендации “круглого стола” Комитета Государственной Думы по энергетике на тему “Совершенствование нормативно-правового регулирования функционирования электроэнергетики и гарантированного обеспечения доступной электрической энергией населения”, утвержденные решением Комитета Государственной Думы по энергетике от 12.07.2023 № 3.25-5/81.

11. Доклады ФАС России о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2016–2020 годы. URL: https://fas.gov.ru/documents/type_of_documents/documenty_doklady (дата обращения: 23.08.2023).

12. Доклад ФАС России о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2022 год. URL: https://fas.gov.ru/documents/type_of_documents/documenty_doklady (дата обращения: 23.08.2023).

13. Кутовой Г.П. Целевой видение трансформации системы регулирования рынка электроэнергетики на период до 2050 г. с масштабными изменениями в нормативно-правовой базе российской электроэнергетики (видение автора 2050 г.) // 15‑й Научно-технический совет Единой энергетической системы. Перспективы развития энергетики России до 2050 года: проблемы и пути их решения: сборник / под ред. Н.Д. Рогалева. М.: Изд-во МЭИ, 2022. С. 332.

14. Кузьмин В.В. О российском электроэнергетическом рынке середины XXI в. // 15‑й Научно-технический совет Единой энергетической системы. Перспективы развития энергетики России до 2050 года: проблемы и пути их решения: сборник / под ред. Н.Д. Рогалева. М.: Изд-во МЭИ, 2022.

15. Воротницкий В.Э., Михайлов В.В. 20 лет реформирования отечественной электроэнергетики. Результаты. Проблемы. Пути решения // Функционирование и развитие электроэнергетики в эпоху цифровизации: сборник / под ред. Н.Д. Рогалева. М.: Изд-во МЭИ, 2021. С. 88.

16. Громов В.В., Кинев А.Ю. Проблемы внедрения антимонопольного комплаенса в электроэнергетике // Предпринимательское право. 2021. № 2 // СПС “Консультант Плюс”.

17. Символоков О.А. Развитие конкурентных отношений на розничных рынках электрической энергии // Конкуренция в рыночной экономике: пределы свободы и ограничений: монография / А.А. Амангельды, О.А. Беляева, А.Н. Варламова и др.; отв. ред. А.В. Габов. М.: ИЗиСП: Юриспруденция, 2016 // СПС “Консультант Плюс”.

18. Символоков О.А. Договоры в электроэнергетике: проблемы теории и практики: монография. М.: Инфотропик Медиа, 2021 // СПС “Консультант Плюс”.

19. Рекомендации “круглого стола” Комитета Государственной Думы по энергетике на тему “Совершенствование нормативно-правового регулирования функционирования электроэнергетики и гарантированного обеспечения доступной электрической энергией населения, утвержденные решением Комитета Государственной Думы по энергетике от 12.07.2023 № 3.25-5/81.

20. Кузьмин В.В. О российском электроэнергетическом рынке середины XXI в. // 15-й Научно-технический совет Единой энергетической системы. Перспективы развития энергетики России до 2050 года: проблемы и пути их решения: сборник / под ред. Н.Д. Рогалева. М.: Изд-во МЭИ, 2022. С. 302.

21. Кутовой Г.П. Целевой видение трансформации системы регулирования рынка электроэнергетики на период до 2050 г. с масштабными изменениями в нормативно-правовой базе российской электроэнергетики (видение автора 2050 г.) // 15‑й Научно-технический совет Единой энергетической системы. Перспективы развития энергетики России до 2050 года: проблемы и пути их решения: сборник / под ред. Н.Д. Рогалева. М.: Изд-во МЭИ, 2022. С. 332.

22. Приказ Минэнерго России от 15.04.2014 № 186 “О Единых стандартах качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций” // Российская газета. 2014. 6 августа. № 175.

23. Федеральный закон от 11.06.2022 № 174-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об электроэнергетике” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2022. № 24. Ст. 3934.

24. План мероприятий по развитию конкуренции в электроэнергетике Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.03.2014 № 379‑р // Собрание законодательства РФ. 2014. № 12. Ст. 1337.

25. URL: https://www.bigpowernews.ru/photos/0/0_PgiW3GPLkIOkM8GsHNLrQXTcWAyFUl0O.pdf

Система Orphus

Загрузка...
Вверх