Правовое регулирование экспорта нефти и нефтепродуктов из Российской Федерации в рамках межправительственных соглашений с государствами-членами ЕАЭС

 
Код статьиS231243500027977-2-1
DOI10.61525/S231243500027977-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Руководитель по правовому сопровождению таможенного и тарифного регулирования ООО «Газпромнефть Экспертные решения»
Аффилиация: ООО «Газпромнефть Экспертные решения»
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 3
Страницы78-89
Аннотация

В статье подробно исследуются соглашения между Правительством Российской Федерации и другими государствами-членами ЕАЭС о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов. Автор уделяет внимание различным способам регулирования поставок указанных товаров, а также актуальным проблемам реализации Соглашений на практике, разногласиям таможенных органов с декларантами. По итогам анализа соответствующих проблем, автором предлагаются корректировки и дополнения в правовое регулирование поставок нефти и нефтепродуктов в другие государства-члены ЕАЭС. По мнению автора статьи, необходимо урегулировать порядок официального опубликования в Российской Федерации индикативных балансов и протоколов (либо сведений из них об объёмах вывоза предусмотренных указанными документами товаров). Кроме того, необходимо также предусмотреть возможность публикации в реальном времени сведений о текущем состоянии возможных объёмов вывоза нефти и нефтепродуктов, предусмотренных индикативными балансами и протоколами, чтобы участники внешнеэкономической деятельности могли заранее планировать свою хозяйственную деятельность.

  

Ключевые словаэнергетическое право, экспорт энергетических ресурсов, экспорт нефти и нефтепродуктов, ЕАЭС, таможенное декларирование, межправительственные соглашения
Получено15.05.2023
Дата публикации12.10.2023
Кол-во символов41155
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 На сегодняшний день имеется тенденция к активизации правовых исследований по различным направлениям энергетического права. Следует обратить внимание на монографические, учебные издания, диссертационные исследования. [1] При этом уделяется внимание и особенностям правового режима энергетических ресурсов, в том числе как объектов внешнекэномических сделок. [2] В тоже время многие вопросы, в том числе, касающиеся международно-правового регулирования отношений по экспорту нефти и нефтепродуктов заслуживают дальнейшей проработки в целях укрепления международного энергетического правопорядка. В рамках Евразийского экономического союза к основным видам энергетических ресурсов отнесены электроэнергия, газ, нефть и нефтепродукты, в отношении которых государства-члены осуществляют поэтапное формирование общих рынков энергетических ресурсов в соответствии со ст.79 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - «Договор о ЕАЭС»).
2 Одной из целей, определённых в ст.1 Договора о ЕАЭС, является обеспечение свободы движения товаров, что также следует из содержания термина «общий (единый) рынок», который определяется как совокупность экономических отношений в рамках Союза, при которых обеспечивается свобода перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
3 Положениями пункта 3 статьи 28 Договора о ЕАЭС установлено, что «в рамках функционирования внутреннего рынка во взаимной торговле товарами государства-члены не применяют ввозные и вывозные таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, за исключением случаев, предусмотренных Договором о ЕАЭС».
4 Применительно к нефти и выработанным из неё нефтепродуктам в настоящее время осуществляется поэтапное формирование общих рынков с учётом положений Протокола о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов, который является приложением №23 к Договору о ЕАЭС.
5 Так, помимо прочего, Протокол предусматривает, что до вступления в силу международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, действуют двусторонние соглашения, заключенные между государствами-членами в области поставок нефти и нефтепродуктов, определения и порядка уплаты вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) (статья 12 Протокола).
6 Ответ на вопрос о сложности формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов обусловлен значимостью указанных товаров во взаимной торговле, их влиянием на развитие национальных экономик.
7 Как отмечено в докладе Евразийской экономической комиссии «Барьеры, изъятия и ограничения Евразийского экономического союза» за 2016 год [3], значимость энергетической отрасли на доходы государств-членов ЕАЭС и чувствительность экономики к поставкам энергоресурсов, динамика цен на них приводят к большому числу изъятий в складывающемся формировании общих рынков.

всего просмотров: 129

Оценка читателей: голосов 0

1. Актуальные задачи энергетического права. Монография под редакцией д.ю.н. В.В.Романовой. М.: ООО «Интеграция: Образование и наука». 2022. С.10-44 ; Романова В.В. Энергетический правопорядок: современное состояние и задачи. М.: Издательство «Юрист». 2016.; Тубденов В.Г. Правовое положение добывающих энергетических компаний нефтегазового комплекса. дисс…. к.ю.н. Москва, 2018, Акимов Н.А. Правовое обеспечение корпоративного управления в компаниях с государственным участием в сфере энергетики. Дисс….к.ю.н.. Москва. 2020; Энергетические рынки: проблемы и задачи правового регулирования.монографи под ред. д.ю.н.В.В.Романовой; М.Издательство «Юрист». 2018.

2. Романова В.В. Энергетическое право. Учебник для подготовки кадров высшей квалификации. М. Издательская группы «Юрист». 2021. С. 60- 86.

3. https://barriers.eaeunion.org/en-us/Documents/a2.pdf

4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Республику Казахстан// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 10.10.2013

5. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов// Бюллетень международных договоров. N 6, июнь, 2007.

6. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о сотрудничестве в сфере поставок природного газа, нефтепродуктов и необработанных природных алмазов в Республику Армения// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.12.2013

7. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.03.2017

8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 N 5 (ред. от 05.03.2013) «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»//Российская газета", N 244, 02.12.2003.

9. Постановление Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 N 8 (ред. от 27.06.2017) «О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса»// Вестник ВАС РФ", N 8, 1999.

10. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.11.1997 N 16-П «По делу о проверке конституционности статьи 11.1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года "О Государственной границе Российской Федерации" в редакции от 19 июля 1997 года»// СЗ РФ.1997, N 46, ст. 5339.

11. Постановление Конституционного Суда РФ от 02.07.2013 № 17-П; Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.03.2019 N 5-АПА19-12 //

12. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.09.2021 N Ф05-20979/2021 по делу N А40-209887/2020; Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.02.2023 N Ф07-23536/2022 по делу N А56-22966/2021 //

13. Информирование Минэнерго России об объемах беспошлинных поставок энергетических ресурсов из Российской Федерации, согласованных в рамках индикативных балансов и протоколов с республиками на 2021 год. // URL: https://minenergo.gov.ru/node/19711

14. Информирование Минэнерго России об объемах беспошлинных поставок энергетических ресурсов из Российской Федерации, согласованных в рамках индикативных балансов и протоколов с республиками на 2022 год. // URL: https://minenergo.gov.ru/node/22312

15. Информация о задекларированных объемах беспошлинных поставок энергоносителей в рамках индикативных балансов и протоколов на 2022 год в соответствии с межправительственными соглашениями // URL: https://customs.gov.ru/statistic/Informaciya_o_zadeklarirovannyh_obemah_besposhlinnyh_postavok_energonositeley__v_ramkah_indikativnyh_balansov_i_protokolov/document/328622

16. https://ras.arbitr.ru/

17. Химическая энциклопедия / под ред. И.Л. Кнунянца. М.: Советская энциклопедия, 1988, том. 1, С.1211

18. Пояснения к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) (ред. от 06.10.2020) (Том VI. Разделы I - XXI. Группы 01 - 97) // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/.

19. https://minenergo.gov.ru/node/23792

20. https://minenergo.gov.ru/node/14222

21. https://www.alta.ru/tamdoc/19a29226/

Система Orphus

Загрузка...
Вверх