Исследование направленности национальных ценностей учащихся колледжа

 
Код статьиS181570410019265-6-1
DOI10.54884/S181570410019265-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Аспирант
Аффилиация: Государственный морской университет им. Адмирала Ф.Ф. Ушакова
Адрес: Российская Федерация, Новороссийск
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (68)
Страницы87-92
Аннотация

Ключевой задачей современного образования является воспитание  учащейся молодежи, её формирование как компетентных профессионалов, граждан Отечества с устойчивой гражданско-патриотической позицией, дорожащих национальными ценностями, готовых и способных защищать интересы и границы Отечества. В современных условиях формирование у учащихся средних профессиональных учебных заведений национального самосознания предполагает привитие им ценностных ориентаций патриотической направленности. В данной статье автором на основе подходов отечественных ученых и проведенного научного исследования, предпринята попытка определить перечень национальных ценностей учащейся молодёжи.

Ключевые словаВоспитание, классификация, личность, национальные ценности, транспортный колледж, учащийся, ценности, ценностные ориентации, формирование
Получено17.03.2022
Дата публикации21.04.2022
Кол-во символов14387
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Актуальность данной статьи обусловлена накопившимися проблемами в сфере воспитания современной молодежи, отсутствием целенаправленной системы формирования у неё национального самосознания, формализмом и упрощенчеством в патриотическом воспитании. Особую остроту данной теме придает проблема навязывания нашим молодым гражданам либеральной идеологией и некоторыми СМИ западных ценностей, призыв отказаться, придать забвению наши отечественные, веками сложившиеся национальные ценности. Такая деструктивная деятельность, проводимая уже более 30 лет, привела к формированию у части российской молодежи отчуждённости от наших традиционных национальных ценностей [15], исторического и культурного наследия России.
2 Актуальность темы значима и в связи с активизацией в последние три десятилетия религиозного экстремизма и этнического сепаратизма [21].
3 Проведенные социологические и педагогические исследования показывают, что для современной российской молодежи характерны:
  • некоторое падение уровня патриотизма и социальной зрелости;
  • развлекательно-рекреативная направленность жизненных ценностей;
  • вестернизация культурных потребностей и интересов, постепенная замена национальных культурных ценностей западными эталонами и примерами поведения и жизнедеятельности;
  • приоритет потребительства над конструктивностью, творчеством, созидательностью;
  • недостаточность индивидуализированности, явная слабость избирательности культуры, обусловленные диктатом групповых стереотипов;
  • слабая устойчивость национальных ценностей;
  • отсутствие этнокультурной самоидентификации [4, 6, 7].
4 Значимость национальных ценностей велика. Они выработались и развивались в процессе образования, становления и развития нашего государства и российского общества. На основе этих ценностей воспитывались десятки поколений россиян. Их реализация веками позволяла нашему полинациональному народу уверенно идти вперед к новым свершениям.
5 За многие века национальные ценности доказали свою востребованность, жизнеспособность, конструктивность и эффективность.
6 Документы Российской Федерации, образующие нормативно-правовую базу патриотического воспитания и формирования национального самосознания, требуют возродить исконно российские ценности, которые консолидируют гражданское общество, создают базис государственности, ориентируют личность на конструктивную жизнедеятельность, экономическое и общественное процветание, укрепление безопасности Отечества и народа [11, 17].
7 Актуальность темы статьи детерминирована потребностью современного осмысления сферы национальных ценностей учащейся молодежи, необходимостью разработки целостного подхода к их формированию и закреплению.
8 Цель статьи – на основе взглядов отечественных ученых, авторского исследования обосновать и определить перечень национальных ценностей современного учащегося транспортного колледжа, доказать их значимость для воспитания современного поколения молодых россиян.

всего просмотров: 253

Оценка читателей: голосов 0

1. Абушенко В. Л. Новейший философский словарь / Гл. науч. ред. и сост. А. А.Грицанов]. – Минск: Изд. В. М. Скакун, 1999. – 877 с.

2. Алижонова М. Р. Представления и отношение студенческой молодежи к национальным ценностям // Место социально-гуманитарных наук в развитии современной цивилизации: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2020 г. – Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. – С. 101-104. URL: https://apni.ru/article/423-predstavleniya-i-otnoshenie-studencheskoj-mol (дата обращения: 12.08. 2021).

3. Базовые ценности государства [Электронный ресурс]URL: https://spravochnick.ru/ (дата обращения: 12.08. 2021).

4. Буянтуева Г. Ц. Национальные ценности современной молодежи //Вестник Бурятского государственного университета. – 2016. – №4. – С. 26-30.

5. Воронов В. В. Национальные ценности в воспитании и ценности молодежи // Природные ресурсы Арктики и Субарктики. – 2013. – №3. – С. 65-71.

6. Данилюк А. Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 23 с.

7. Дьячкова М. А. Понятия ценность и духовно-нравственные ценности в педагогике //Сибирский педагогический журнал. – 2007. – №12. – С. 141-149.

8. Зубов О. Е. Формирование национально-культурных ценностных ориентаций современной студенческой молодежи: социально-философский анализ: автореф. дис. … канд. философ.наук: 09.00.11. – Саранск, 1998. – 19 с.

9. Жалилов З. Ж. Воспитание студентов в духе национальных ценностей //Internationalscientificreview. – 2016. – №2(12). – С. 237-240.

10. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред.пед. учеб. заведений. 2-е изд., стер. – М.: Academia, 2005. – 173 с.

11. Конституция Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 2021. – 63 с.

12. Макашина И. И. Система педагогического обеспечения полипрофильной подготовки менеджеров для морского торгового флота: моногр. – Новороссийск: МГА им. адм. Ф. Ф. Ушакова, 2011. – 228 с.

13. Методика Рокича на изучение ценностей личности [Электронный ресурс] URL:https://studfile.net/preview/3601175/ (дата обращения: 10.08. 2021).

14. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008. – 944 с.

15. Пигорева О. В. Общечеловеческие и традиционные национальные ценности в образовательном пространстве РСФСР – России: 1988-2014 годы //Омский научный вестник. – 2015. – №2(136). – С. 25-28.

16. Путин В. В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию [Электронный ресурс]URL: www.kremlin.ru (дата обращения: 15.08. 2021).

17. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации[Электронный ресурс]URL: www.kremlin.ru (дата обращения: 09.08. 2021).

18. Томилин А. Н. Военно-педагогическая теория и практика формирования и развития профессиональной направленности офицера-воспитателя: моногр. – Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2010. – 136 с.

19. Томилина С. Н. Программно-диагностическое сопровождение процесса военно-патриотического воспитания флотской молодежи: моногр.– Новороссийск: ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2015. – 124 с.

20. Тунбо Ч. Концепция национальных ценностей в современной России //Социально-политические науки. – 2018. – №5. – С. 104-107.

21. Фененко Ю.В. Сущность и общая характеристика национальных ценностей, интересов и целей Российской Федерации // Муниципальный мир. – 2009. – № 1-4. – С. 7-10.

22. Этнопсихологический словарь /автор В.Г. Крысько. — М.: МПСИ, 1999. – 343 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх