Правовое регулирование экспорта нефти и нефтепродуктов из Российской Федерации в рамках межправительственных соглашений с государствами-членами ЕАЭС

 
PIIS231243500027977-2-1
DOI10.61525/S231243500027977-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Руководитель по правовому сопровождению таможенного и тарифного регулирования ООО «Газпромнефть Экспертные решения»
Affiliation: ООО «Газпромнефть Экспертные решения»
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameEnergy law forum
EditionIssue 3
Pages78-89
Abstract

В статье подробно исследуются соглашения между Правительством Российской Федерации и другими государствами-членами ЕАЭС о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов. Автор уделяет внимание различным способам регулирования поставок указанных товаров, а также актуальным проблемам реализации Соглашений на практике, разногласиям таможенных органов с декларантами. По итогам анализа соответствующих проблем, автором предлагаются корректировки и дополнения в правовое регулирование поставок нефти и нефтепродуктов в другие государства-члены ЕАЭС. По мнению автора статьи, необходимо урегулировать порядок официального опубликования в Российской Федерации индикативных балансов и протоколов (либо сведений из них об объёмах вывоза предусмотренных указанными документами товаров). Кроме того, необходимо также предусмотреть возможность публикации в реальном времени сведений о текущем состоянии возможных объёмов вывоза нефти и нефтепродуктов, предусмотренных индикативными балансами и протоколами, чтобы участники внешнеэкономической деятельности могли заранее планировать свою хозяйственную деятельность.

Keywordsэнергетическое право, экспорт энергетических ресурсов, экспорт нефти и нефтепродуктов, ЕАЭС, таможенное декларирование, межправительственные соглашения
Received15.05.2023
Publication date12.10.2023
Number of characters41155
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 На сегодняшний день имеется тенденция к активизации правовых исследований по различным направлениям энергетического права. Следует обратить внимание на монографические, учебные издания, диссертационные исследования. [1] При этом уделяется внимание и особенностям правового режима энергетических ресурсов, в том числе как объектов внешнекэномических сделок. [2] В тоже время многие вопросы, в том числе, касающиеся международно-правового регулирования отношений по экспорту нефти и нефтепродуктов заслуживают дальнейшей проработки в целях укрепления международного энергетического правопорядка. В рамках Евразийского экономического союза к основным видам энергетических ресурсов отнесены электроэнергия, газ, нефть и нефтепродукты, в отношении которых государства-члены осуществляют поэтапное формирование общих рынков энергетических ресурсов в соответствии со ст.79 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - «Договор о ЕАЭС»).
2 Одной из целей, определённых в ст.1 Договора о ЕАЭС, является обеспечение свободы движения товаров, что также следует из содержания термина «общий (единый) рынок», который определяется как совокупность экономических отношений в рамках Союза, при которых обеспечивается свобода перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
3 Положениями пункта 3 статьи 28 Договора о ЕАЭС установлено, что «в рамках функционирования внутреннего рынка во взаимной торговле товарами государства-члены не применяют ввозные и вывозные таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, за исключением случаев, предусмотренных Договором о ЕАЭС».
4 Применительно к нефти и выработанным из неё нефтепродуктам в настоящее время осуществляется поэтапное формирование общих рынков с учётом положений Протокола о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов, который является приложением №23 к Договору о ЕАЭС.
5 Так, помимо прочего, Протокол предусматривает, что до вступления в силу международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, действуют двусторонние соглашения, заключенные между государствами-членами в области поставок нефти и нефтепродуктов, определения и порядка уплаты вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) (статья 12 Протокола).
6 Ответ на вопрос о сложности формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов обусловлен значимостью указанных товаров во взаимной торговле, их влиянием на развитие национальных экономик.
7 Как отмечено в докладе Евразийской экономической комиссии «Барьеры, изъятия и ограничения Евразийского экономического союза» за 2016 год [3], значимость энергетической отрасли на доходы государств-членов ЕАЭС и чувствительность экономики к поставкам энергоресурсов, динамика цен на них приводят к большому числу изъятий в складывающемся формировании общих рынков.

views: 132

Readers community rating: votes 0

1. Актуальные задачи энергетического права. Монография под редакцией д.ю.н. В.В.Романовой. М.: ООО «Интеграция: Образование и наука». 2022. С.10-44 ; Романова В.В. Энергетический правопорядок: современное состояние и задачи. М.: Издательство «Юрист». 2016.; Тубденов В.Г. Правовое положение добывающих энергетических компаний нефтегазового комплекса. дисс…. к.ю.н. Москва, 2018, Акимов Н.А. Правовое обеспечение корпоративного управления в компаниях с государственным участием в сфере энергетики. Дисс….к.ю.н.. Москва. 2020; Энергетические рынки: проблемы и задачи правового регулирования.монографи под ред. д.ю.н.В.В.Романовой; М.Издательство «Юрист». 2018.

2. Романова В.В. Энергетическое право. Учебник для подготовки кадров высшей квалификации. М. Издательская группы «Юрист». 2021. С. 60- 86.

3. https://barriers.eaeunion.org/en-us/Documents/a2.pdf

4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Республику Казахстан// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 10.10.2013

5. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов// Бюллетень международных договоров. N 6, июнь, 2007.

6. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о сотрудничестве в сфере поставок природного газа, нефтепродуктов и необработанных природных алмазов в Республику Армения// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.12.2013

7. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.03.2017

8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 N 5 (ред. от 05.03.2013) «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»//Российская газета", N 244, 02.12.2003.

9. Постановление Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 N 8 (ред. от 27.06.2017) «О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса»// Вестник ВАС РФ", N 8, 1999.

10. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.11.1997 N 16-П «По делу о проверке конституционности статьи 11.1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года "О Государственной границе Российской Федерации" в редакции от 19 июля 1997 года»// СЗ РФ.1997, N 46, ст. 5339.

11. Постановление Конституционного Суда РФ от 02.07.2013 № 17-П; Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.03.2019 N 5-АПА19-12 //

12. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.09.2021 N Ф05-20979/2021 по делу N А40-209887/2020; Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.02.2023 N Ф07-23536/2022 по делу N А56-22966/2021 //

13. Информирование Минэнерго России об объемах беспошлинных поставок энергетических ресурсов из Российской Федерации, согласованных в рамках индикативных балансов и протоколов с республиками на 2021 год. // URL: https://minenergo.gov.ru/node/19711

14. Информирование Минэнерго России об объемах беспошлинных поставок энергетических ресурсов из Российской Федерации, согласованных в рамках индикативных балансов и протоколов с республиками на 2022 год. // URL: https://minenergo.gov.ru/node/22312

15. Информация о задекларированных объемах беспошлинных поставок энергоносителей в рамках индикативных балансов и протоколов на 2022 год в соответствии с межправительственными соглашениями // URL: https://customs.gov.ru/statistic/Informaciya_o_zadeklarirovannyh_obemah_besposhlinnyh_postavok_energonositeley__v_ramkah_indikativnyh_balansov_i_protokolov/document/328622

16. https://ras.arbitr.ru/

17. Химическая энциклопедия / под ред. И.Л. Кнунянца. М.: Советская энциклопедия, 1988, том. 1, С.1211

18. Пояснения к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) (ред. от 06.10.2020) (Том VI. Разделы I - XXI. Группы 01 - 97) // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/.

19. https://minenergo.gov.ru/node/23792

20. https://minenergo.gov.ru/node/14222

21. https://www.alta.ru/tamdoc/19a29226/

Система Orphus

Loading...
Up