Правовое регулирование и правоприменительная практика в области осуществления государственного мониторинга состояния недр

 
PIIS231243500027972-7-1
DOI10.61525/S231243500027972-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Главный научный сотрудник, зав. лабораторией Института проблем экологии и недропользования Академии наук Республики Татарстан; профессор кафедры гражданского права Казанского филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»
Affiliation:
Институт проблем экологии и недропользования Академии наук Республики Татарстан
Казанский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»
Address: Russian Federation, Kazan
Journal nameEnergy law forum
EditionIssue 3
Pages27-31
Abstract

Рассмотрены вопросы правового регулирования в сфере осуществления государственного мониторинга состояния недр в Российской Федерации. На основе анализа нормативных правовых документов, правоприменительной практики предложено актуализировать положения, содержащиеся в Приказе МПР 2001 года; при подготовке проектов нормативных актов в рассматриваемой сфере регулирования целесообразно учитывать также обобщения и выводы, содержащиеся в государственных докладах о правоприменительной практике при осуществлении федерального государственного контроля (надзора);задачи обеспечения экологически безопасного недропользования целесообразно закрепить на уровне закона «О недрах».

Keywordsэнергетическое право, энергетическая безопасность, государственный мониторинг состояния недр, эффективность недропользования
Received21.07.2023
Publication date12.10.2023
Number of characters14808
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 В соответствии с Доктриной энергетической безопасности Российской Федерации задачами по поддержанию минерально-сырьевой базы топливно-энергетического комплекса и основных производственных фондов организаций топливно-энергетического комплекса на уровне, необходимом для обеспечения энергетической безопасности, является, в частности, повышение эффективности недропользования. Приоритетами государственной политики в сфере развития минерально-сырьевой базы в соответствии с задачами Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года, являются также обеспечение рационального использования созданной минерально-сырьевой базы; снижение негативного влияния освоения недр на окружающую среду.
2 Задача снижения негативного воздействия недропользования на окружающую среду решается за счет осуществления государственного мониторинга состояния недр, включая мониторинг подземных вод.
3 Согласно положениям ст.6 Закона РФ «О недрах» региональное геологическое изучение включает, в частности, работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод. С 1 марта 2024года из ст. 6 Закона РФ «О недрах» исключаются работы по созданию и ведению мониторинга состояния недр.
4 По действующему законодательству в случае осуществления регионального геологического изучения, государственного мониторинга состояния недр государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, находящимися в ведении федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, на основании государственного задания в соответствии с пунктом 11 части первой статьи 10.1 Закона РФ «О недрах» пользование недрами осуществляется без получения лицензии.
5 Организация работ по мониторингу состояния недр осуществляется в соответствии с установленными правилами. Проектная документация по созданию и ведению мониторинга состояния недр, контролю за режимом подземных вод является объектом экспертизы. Предметом экспертизы проектной документации является соответствие проектной документации требованиям законодательства Российской Федерации о недрах, документам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и в сфере стандартизации, а также лицензии на пользование недрами (для проектной документации, подготовленной в соответствии с лицензией на пользование недрами), контракту на проектирование или на выполнение работ по геологическому изучению недр, заключенному в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Федеральным агентством по недропользованию или его территориальным органом, а в отношении участка недр местного значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Целевым назначением государственного мониторинга состояния недр является обеспечение органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан Российской Федерации достоверной и актуальной информацией о состоянии недр и его изменении под влиянием природных и техногенных факторов.

views: 82

Readers community rating: votes 0

1. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 (ред. от 16.02.2023) «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»// СЗ РФ..2004, N 2, ст. 121

2. Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 29.12.2022) «О недрах»// СЗ РФ.1995, N 10, ст. 823,

3. Постановление Правительства РФ от 09.08.2013 N 681(ред. от 30.11.2018) "О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)" //Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.08.2013

4. Информационный бюллетень о состоянии недр на территории Российской Федерации за 2021 г. // https://geomonitoring.ru/gmsn_sostoyanie_nedr.html#item1.

5. Попов А.А. О необходимости совершенствования правового регулирования получения, предоставления и использования геологической информации // Энергетическое право. 2014. N 2. С. 20 - 26.

6. Амелин Р.В. Правовой режим государственных информационных систем: монография / под ред. С.Е. Чаннова. М.: ГроссМедиа, 2016. 338 с.

7. Вопрос-ответ // Ростехнадзор: официальный сайт. 2021. URL: https://www.gosnadzor.ru

Система Orphus

Loading...
Up