Правовое регулирование и правоприменительная практика в области осуществления государственного мониторинга состояния недр

 
Код статьиS231243500027972-7-1
DOI10.61525/S231243500027972-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Главный научный сотрудник, зав. лабораторией Института проблем экологии и недропользования Академии наук Республики Татарстан; профессор кафедры гражданского права Казанского филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»
Аффилиация:
Институт проблем экологии и недропользования Академии наук Республики Татарстан
Казанский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»
Адрес: Российская Федерация, Казань
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 3
Страницы27-31
Аннотация

Рассмотрены вопросы правового регулирования в сфере осуществления государственного мониторинга состояния недр в Российской Федерации. На основе анализа нормативных правовых документов, правоприменительной практики предложено актуализировать положения, содержащиеся в Приказе МПР 2001 года; при подготовке проектов нормативных актов в рассматриваемой сфере регулирования целесообразно учитывать также обобщения и выводы, содержащиеся в государственных докладах о правоприменительной практике при осуществлении федерального государственного контроля (надзора);задачи обеспечения экологически безопасного недропользования целесообразно закрепить на уровне закона «О недрах».

Ключевые словаэнергетическое право, энергетическая безопасность, государственный мониторинг состояния недр, эффективность недропользования
Получено21.07.2023
Дата публикации12.10.2023
Кол-во символов14808
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 В соответствии с Доктриной энергетической безопасности Российской Федерации задачами по поддержанию минерально-сырьевой базы топливно-энергетического комплекса и основных производственных фондов организаций топливно-энергетического комплекса на уровне, необходимом для обеспечения энергетической безопасности, является, в частности, повышение эффективности недропользования. Приоритетами государственной политики в сфере развития минерально-сырьевой базы в соответствии с задачами Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года, являются также обеспечение рационального использования созданной минерально-сырьевой базы; снижение негативного влияния освоения недр на окружающую среду.
2 Задача снижения негативного воздействия недропользования на окружающую среду решается за счет осуществления государственного мониторинга состояния недр, включая мониторинг подземных вод.
3 Согласно положениям ст.6 Закона РФ «О недрах» региональное геологическое изучение включает, в частности, работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод. С 1 марта 2024года из ст. 6 Закона РФ «О недрах» исключаются работы по созданию и ведению мониторинга состояния недр.
4 По действующему законодательству в случае осуществления регионального геологического изучения, государственного мониторинга состояния недр государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, находящимися в ведении федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, на основании государственного задания в соответствии с пунктом 11 части первой статьи 10.1 Закона РФ «О недрах» пользование недрами осуществляется без получения лицензии.
5 Организация работ по мониторингу состояния недр осуществляется в соответствии с установленными правилами. Проектная документация по созданию и ведению мониторинга состояния недр, контролю за режимом подземных вод является объектом экспертизы. Предметом экспертизы проектной документации является соответствие проектной документации требованиям законодательства Российской Федерации о недрах, документам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и в сфере стандартизации, а также лицензии на пользование недрами (для проектной документации, подготовленной в соответствии с лицензией на пользование недрами), контракту на проектирование или на выполнение работ по геологическому изучению недр, заключенному в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Федеральным агентством по недропользованию или его территориальным органом, а в отношении участка недр местного значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Целевым назначением государственного мониторинга состояния недр является обеспечение органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан Российской Федерации достоверной и актуальной информацией о состоянии недр и его изменении под влиянием природных и техногенных факторов.

всего просмотров: 79

Оценка читателей: голосов 0

1. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 (ред. от 16.02.2023) «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»// СЗ РФ..2004, N 2, ст. 121

2. Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 29.12.2022) «О недрах»// СЗ РФ.1995, N 10, ст. 823,

3. Постановление Правительства РФ от 09.08.2013 N 681(ред. от 30.11.2018) "О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)" //Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.08.2013

4. Информационный бюллетень о состоянии недр на территории Российской Федерации за 2021 г. // https://geomonitoring.ru/gmsn_sostoyanie_nedr.html#item1.

5. Попов А.А. О необходимости совершенствования правового регулирования получения, предоставления и использования геологической информации // Энергетическое право. 2014. N 2. С. 20 - 26.

6. Амелин Р.В. Правовой режим государственных информационных систем: монография / под ред. С.Е. Чаннова. М.: ГроссМедиа, 2016. 338 с.

7. Вопрос-ответ // Ростехнадзор: официальный сайт. 2021. URL: https://www.gosnadzor.ru

Система Orphus

Загрузка...
Вверх