Публичный сервитут: актуальные изменения и перспективы развития законодательства

 
PIIS231243500025621-1-1
DOI10.61525/S231243500025621-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: главный юрисконсульт Правового департамента ПАО «Транснефть»
Affiliation: ПАО "Транснефть"
Address: Russian Federation,
Journal nameEnergy law forum
EditionIssue 3
Pages97-108
Abstract

В статье анализируются предусмотренные законодательством процедуры, связанные с установлением публичного сервитута в соответствии с главой V.7 Земельного кодекса РФ с учетом общих требований к регулированию сервитута в соответствии с гражданским и земельным законодательством Российской Федерации, актуальные изменения данного института ограниченных вещных прав с целью выявления неоднозначных требований, препятствующих формированию непротиворечивой правоприменительной практики на уровне решений органов государственной власти, местного самоуправления и судов в условиях отсутствия авторитетных ориентиров как, например, обобщение судебной практики по соответствующей категории дел, а также формулируются пути возможного развития института публичного сервитута.

Цель исследования – сформулировать вопросы, возникающие в ходе анализа требований главы V.7 Земельного кодекса РФ и выявления пробелов законодательного регулирования, а также обоснованные суждения к ним в целях поиска возможных направлений дальнейшего развития института публичного сервитута.

Keywordsэнергетическое право, правовой режим объектов нефтегазотранспортной инфраструктуры, сервитут, публичный сервитут, ограничение права
Received16.05.2023
Publication date12.10.2023
Number of characters44501
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Среди множества видов объектов, создание которых может быть востребовано в современном мире, наиболее остро с точки зрения правового регулирования процедур, связанных со строительством, стоит вопрос размещения линейных объектов, поскольку возникающие в процессе правоотношения как минимум находятся на стыке гражданского, земельного, градостроительного и природоохранного законодательства. Значимость объектов топливно-энергетического комплекса Российской Федерации, включая объекты нефтегазотранспортной инфраструктуры, теплоснабжения, электроэнергетики и др. трудно переоценить, их эффективное функционирование обеспечивает национальную безопасность России в сфере энергетики и создает реальные условия для экономического роста страны. Как отмечено Заместителем Председателя Правительства РФ М.Ш. Хуснуллиным на совещании Главы государства с членами Правительства РФ 10.03.2022 «…строительная отрасль будет одним из драйверов восстановления и развития экономики нашей страны» (совещание Президента Российской Федерации с членами Правительства Российской Федерации 10.03.2022 >>>> Основной характеристикой линейного объекта недвижимости с позиций законодательства о регистрации недвижимости является протяженность. В связи с этим нельзя не упомянуть, что протяженность магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов на территории России на 2018 год превышает 70 тысяч км [1], тепловых сетей на конец 2020 года 167,4 тысяч км, общая протяженность газотранспортной системы на сегодняшний день составляет 178.2 тысяч км, а линий электропередачи только класса напряжения 110 – 750 кВ более 490 тысяч км. Развитие и модернизация инфраструктуры топливно-энергетического комплекса России, создание безопасных условий ее эксплуатации требуют строительства новых и реконструкции существующих объектов топливно-энергетического комплекса, проведение их планового ремонта и своевременного обслуживания. Изложенные, а также некоторые другие обстоятельства (от нерешенных вопросов с пересечением границ земельных участков до санкционного давления со стороны иных государств) так или иначе требуют повышенного внимания и введения дополнительных особенностей и изъятий из общих правил при регулировании отношений, возникающих при размещении линейных объектов.
2 Как справедливо отмечают Г.А. Волков, А.К. Голиченков, Д.В. Хаустов: «закрепленное в действующем российском гражданском законодательстве регулирование сервитутов не учитывает современные существенно изменившиеся условия. То регулирование, которое существовало во времена Древнего Рима, не всегда может безоговорочно применяться сегодня» [2].
3 Важным событием 2018 года для всего отраслевого и научного сообщества стало принятие Федерального закона от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов» (далее – Федеральный закон № 341-ФЗ), которым законодатель существенно модернизировал существующий институт публичного сервитута либо учредил совершенно новый институт для отечественного законодательства – вопрос, который возможно еще будет изучаться представителями российской правовой науки. Вместе с тем, как справедливо отмечает М.В.Бочаров «С точки зрения общественного развития этот Закон является необходимым и полезным.» [3].

views: 139

Readers community rating: votes 0

1. Транспорт в России. 2020. Статистический сборник // утв. Росстат, 2020. 109 с.;

2. Волков Г.А. Проблемы совершенствования правового регулирования публичных сервитутов для обеспечения строительства и функционирования линейных сооружений / Г.А. Волков, А.К. Голиченков, Д.В. Хаустов // Экологическое право. 2006. № 2. С. 16 – 25;

3. Иванов А., Бочаров М., Суханов Е. [и др.]. Новая жизнь публичных сервитутов // Закон. 2018. № 10. С. 17 - 37;

4. Анисимов А.П., Болтанова Е.С. Ограничение права частной собственности путем установления публичных земельных сервитутов: поиск баланса интересов // Журнал российского права. 2020. № 4. С. 141 – 152; Ушакова А.П. Государственное управление на стадии установления публичного сервитута «Правовые вопросы недвижимости», 2021, № 2. C. 12-15.

5. Иванов А., Бочаров М., Суханов Е. [и др.]. Новая жизнь публичных сервитутов // Закон. 2018. № 10. С. 17 - 37;

6. Синицын С.А. Частные и публичные сервитуты в российском и зарубежном праве // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2018. № 2. С. 26 – 45;

7. Суханов Е.А. Недвижимость в системе объектов гражданских прав // «Журнал российского права», 2021, № 1. С. 16 - 22;

8. Майборода В. Установление публичного сервитута для отдельных целей в отношении части земельного участка // «Нотариус», 2020, № 4. С. 92 - 99;

9. Завьялов А. «Публичные» сервитуты // № 4 журнала «Вестник Арбитражного суда Московского округа» за 2018 год. С. 28 – 36;

10. Ефимов В.В. Лекции по истории римского права. СПб.: Тип. В.Г. Балашева и К, 1895. 341 с.;

11. Копылов А.В. Вещные права на землю в римском, русском дореволюционном и современном российском гражданском праве. М.: Статут, 2000. С. 77 – 78;

12. Суханов Е.А. Гражданское право России - частное право / отв. ред. В.С. Ем. М.: Статут, 2008. С. 232 - 233; Суханов Е.А. Ограниченные вещные права // Ученые-юристы МГУ о современном праве. М.: Городец, 2005. С. 189 – 190;

13. Копылов А.В. Вещные права на землю в римском, русском дореволюционном и современном российском гражданском праве. М.: Статут, 2000. С. 77 – 78;

14. Гусаков А.Г. К вопросу о теории сервитутного права // Журнал гражданского и уголовного права. 1884. № 8. С. 31 – 62;

15. Ем В.С., Суханов Е.А. О видах субъективных гражданских прав и о пределах их осуществления // Вестник гражданского права. 2019. № 4. С. 7 – 21;

16. Иванов А., Бочаров М., Суханов Е. [и др.]. Новая жизнь публичных сервитутов // Закон. 2018. № 10. С. 17 - 37;

17. Савиных В.А. В поисках содержания принципа экономической обоснованности кадастровой стоимости // Налоговед. 2017. № 10. С. 41 – 42;

18. Тоточенко Д.А. Споры, связанные с размером платы при установлении сервитута // Юрист. 2018. N 11. С. 42 – 46

19. Иванов А., Бочаров М., Суханов Е. [и др.]. Новая жизнь публичных сервитутов // Закон. 2018. № 10. С. 17 - 37;

20. Маркелова А.А. Возмещение вреда, причиненного ограничением прав на земельные участки в публичных интересах // Закон. 2020. № 3. С. 157 – 173;

21. Андреев В.К. О праве частной собственности в России (критический очерк). М.: Волтерс Клувер, 2007. 184 с.;

22. Никишин В.В. Определение и изменение границ земель, земельных и лесных участков, водных объектов, выделенных для ведения работ, связанных с недропользованием // «Российский юридический журнал». 2019, № 2. С. 173 - 180; № 4. С. 176 – 185; Краснова И.О. Квалификация публичных интересов при разрешении судами споров об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. «Экологическое право». 2020, № 2. С. 14-19.

Система Orphus

Loading...
Up