How Digital Technologies Are Transforming Social Sciences

 
PIIS086954150008753-8-1
DOI10.31857/S086954150008753-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Sociological Institute of the FCTAS RAS
Address: 25/14 7th Krasnoarmeyskaya Str., St. Petersburg, 190005, Russia
Journal nameEtnograficheskoe obozrenie
Edition№1
Pages23-33
Abstract

Digital technologies are transforming social sciences. Social networks, mobile applications, digital traces, virtual spaces, and much more either become an independent object of research or turn out to be inextricably linked to the “material” everyday life. But digital technologies require the formation of new skills (for example, digital literacy) for different stages of working with data - from their collection and processing to interpretation. Besides, disciplinary boundaries, methodological principles, and a general approach to research design are being rethought in connection with the proliferation of digital practices. The article discusses the changes that occur in the social sciences due to the spread of digital technologies and data, as well as the mixing of the boundaries of disciplines in research practice.

Keywordsdigital technologies, social sciences, data, methodology, digital humanities, digital literacy
AcknowledgmentThis research was supported by the following institutions and grants: Russian Foundation for Basic Research, https://doi.org/10.13039/501100002261 [17-33-01173]
Received30.03.2020
Publication date31.03.2020
Number of characters27577
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Развитие цифровых технологий привело к появлению новых дисциплинарных направлений, развитию нового методического арсенала и даже к пересмотру методологических принципов и традиций. Цифровые технологии – это пространство со своей “инфраструктурой”, где не только складываются свои формы социальности (Gillespie et al. 2014; Loos et al. 2008), но и возникают новые исследовательские задачи. Каким образом цифровые технологии изменяют деятельность ученых – представителей социальных наук? Цифровые технологии по необходимости вносят в исследовательскую повестку новые способы обращения с эмпирическим материалом, которые все сложнее игнорировать: социальные сети, мобильные приложения, цифровые следы, виртуальные пространства и многое другое либо становятся самостоятельными объектами исследования, либо оказываются неразрывно связанными с “материальной” повседневной жизнью. В последнее время особое внимание уделяется растворению границ между онлайн и оффлайн режимами (boyd 2007).
2 Динамика обсуждения роли цифровых технологий до сих пор демонстрирует разнообразные реакции – от алармизма через конструктивное принятие к акционизму и утилитаризму (Edwards et al. 2013). Сегодня в особенности технологии стали способствовать более рефлексивному отношению к цифровому у исследователей социального (Орлова 2017). Эмпирические наслоения требуют от представителей социальных наук дополнительной рефлексии в отношении своей профессиональной деятельности. Перед ними стоит задача переосмыслить процесс производства научного знания, а также его возможности и ограничения на каждом этапе (Ruppert et al. 2013). Это означает не только выбор методов сбора и анализа данных, но и процесс их интерпретации, и решение о том, как представлять полученные результаты. Например, в связи с распространением больших данных постулируется необходимость критической рефлексии в отношении эпистемологии социальных наук (Kitchin 2014). При этом “поворот к цифре” (digital turn) в большей степени рассматривается в сфере образовательных практик и новой грамотности (Mills 2010), а дискуссии об изменении исследовательской деятельности обретают особое значение в области цифровизации гуманитарных наук (Digital Humanities, DH) (см., напр.: Berry 2011). В отечественной литературе цифровые технологии проблематизируются с точки зрения влияния их на производство знания (Журавлева 2015; Дудина 2015), а также обсуждаются вопросы использования компьютерных методов (Толстова 2015), изменения данных (Дудина 2016) и вызовов, встающих перед социальными науками (Сивков 2017).
3 Цель статьи – выделить ключевые изменения, которые происходят в социальных науках вследствие использования цифровых технологий в исследовательской практике. Речь пойдет о трех основных аспектах: о данных, дисциплинарных границах и социотехническом производстве. Множественность и постоянный прирост данных трансформируют представления о том, как с ними обращаться: их производство, сбор и обработка диверсифицируются, а перед исследователями встают вызовы в виде новых ограничений, вопросов происхождения данных или же их последующей интерпретации. Кроме того, теория и методология социальных наук не успевают за технологическим развитием и обусловленными им изменениями социальной реальности, что приводит к необходимости переосмысления дисциплинарных границ и выстраивания новых практик кооперации с представителями других направлений. Наконец, наметилось движение в сторону привлечения исследователей социальной сферы к разработке социотехнических систем сбора и анализа цифровых данных, когда узкотехнологической перспективы недостаточно.

Number of purchasers: 0, views: 1538

Readers community rating: votes 0

1. Atlas 2017 – Interaktivnyj atlas // Virtual'noe naselenie Rossii. 2017. http://webcensus.ru

2. Prozhito b.g. – Lichnye istorii v ehlektronnom korpuse dnevnikov // Prozhito. http://prozhito.org

3. Obninskij proekt b.g. – Obninskij tsifrovoj proekt. http://obninsk-project.net

4. Big Data 2015 – Big Data v sotsiologii: dan' mode ili vyzov vremeni? http://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/6900-grushin-conference (data obrascheniya: 20.11.2017).

5. Dudina V.I. Sotsiologicheskoe znanie v kontekste razvitiya informatsionnykh tekhnologij // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2015. № 6. S. 13–22.

6. Dudina V.I. Tsifrovye dannye – potentsial razvitiya sotsiologicheskogo znaniya // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2016. № 9. S. 21–30.

7. Zhuravleva E. Sotsiologiya v setevoj srede: k tsifrovym sotsial'nym issledovaniyam // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2015. № 8. S. 25–33.

8. Zemnukhova L., Rudenko N., Sivkov D. Tsifrovye gorodskie issledovaniya: problemy vzaimodejstviya i patterny koordinatsii // Sotsiologicheskoe obozrenie. 2019. T. 18. № 4. S. 107–129.

9. Latur B. Nauka v dejstvii: sleduya za uchenymi i inzhenerami vnutri obschestva. SPb.: Izd-vo Evropejskogo un-ta v Sankt-Peterburge, 2013.

10. Orlova G. S kachestvennogo na digital'nyj: politika tsifrovogo perevoda v kachestvennykh issledovaniyakh. SSRN. 2017. https://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2981567

11. Rogozin D.M. Oshibki vvoda dannykh otkrytykh voprosov // Sotsiologiya: metodologiya, metody, matematicheskoe modelirovanie. 2004. № 9. S. 127–141.

12. Sivkov D.Yu. Bol'shie dannye v ehtnografii: vyzovy i vozmozhnosti // Sotsiologiya nauki i tekhnologij. 2017. T. 8. № 2. S. 56–67.

13. Tolstova Yu. Sotsiologiya i komp'yuternye tekhnologii // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2015. № 8. S. 4–13.

14. Babuta A. Big Data and Policing: An Assessment of Law Enforcement Requirements, Expectations and Priorities // RUSI Occasional Paper, September 2017. https://rusi.org/sites/default/files/rusi-bigdata-press-2017.pdf

15. Berry D. The Computational Turn: Thinking About the Digital Humanities // Culture Machine. 2011. Vol. 12. P. 1–22.

16. boyd d. Social Network Sites: Definition, History, and Scholarship // Journal of Computer-Mediated Communication. 2007. No. 13 (1). P. 210–230.

17. boyd d., Crawford K. Critical Questions for Big Data // Information, Communication & Society. 2012. No. 15 (5). P. 662–679.

18. Burdick A. et al. Digital_Humanities. Cambridge: MIT Press, 2012.

19. Burrows R., Savage M. After the Crisis? Big Data and the Methodological Challenges of Empirical Sociology // Big Data & Society. 2014. P. 1–6. https://doi.org/10.1177/2053951714540280

20. Campolo A., Sanfilippo M., Whittaker M., Crawford K. AI now 2017 report. N.Y.: AI Now Institute at New York University, 2017.

21. Collins H., Evans R. The Third Wave of Science Studies: Studies of Expertise and Experience // Social Studies of Science. 2002. No. 32 (2). P. 235–296.

22. Deegan M., McCarty W. (eds.) Collaborative Research in the Digital Humanities: A Volume in Honour of Harold Short, on the Occasion of His 65th Birthday and His Retirement, September 2010. Aldershot: Ashgate Publishing, 2012.

23. Edwards A., Housley W., Williams M.L., Sloan L. Digital Social Research, Social Media and the Sociological Imagination: Surrogacy, Augmentation and Re-Orientation // International Journal of Social Research Methodology. 2013. No. 16 (3). P. 245–260.

24. Gillespie T., Boczkowski P., Foot K. Media Technologies: Essays on Communication, Materiality, and Society. Boston: MIT Press, 2014.

25. Hine C. Ethnography for the Internet: Embedded, Embodied and Everyday. Huntingdon: Bloomsbury Publishing, 2015.

26. Jenkins H. Transmedia Storytelling: Moving Characters from Books to Films to Video Games Can Make Them Stronger and More Compelling // Mit Technology Review. 15.06.2003. https://www.technologyreview.com/s/401760/transmedia-storytelling

27. Jenkins H. et al. Confronting the Challenges of Participatory Culture: Media Education for the 21st Century // Building the Field of Digital Media and Learning. Chicago: MacArthur Foundation, 2009. http://files.eric.ed.gov/fulltext/ED536086.pdf

28. Kitchin R. Big Data, New Epistemologies and Paradigm Shifts // Big Data & Society. 2014. April–June. P. 1–12. https://dx.doi.org/10.1177/2053951714528481

29. Lupton D. Digital Sociology. L.: Routledge, 2016.

30. Loos E., Haddon L., Mante-Meijer E. (eds.) The Social Dynamics of Information and Communication Technology. Aldershot: Ashgate Publishing, 2008.

31. Manovich L. Trending: The Promises and the Challenges of Big Social Data // Debates in the Digital Humanities / Ed. M.K. Gold. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2011. P. 460–475.

32. McFarland D., Lewis K., Goldberg A. Sociology in the Era of Big Data: The Ascent of Forensic Social Science // American Sociologist. 2016. Vol. 47 (1). P. 12–35. https://dx.doi.org/10.1007/s12108-015-9291-8

33. Mills K.A. A Review of the Digital Turn in the New Literacy Studies // Review of Educational Research. 2010. No. 80 (2). P. 246–271.

34. Neumeier M. Metaskills: Five Talents for the Robotic Age. San Francisco: New Riders, 2012.

35. Ruppert E., Law J., Savage M. Reassembling Social Science Methods: The Challenge of Digital Devices // Theory, Culture & Society. 2013. No. 30 (4). P. 22–46.

36. Schnapp J. Knowledge Design. 2013. http://jeffreyschnapp.com/wp-content/uploads/2011/06/HH_lectures_Schnapp_01.pdf

37. Tsvetkova M. et al. Understanding Human-Machine Networks: A Cross-Disciplinary Survey // ACM Computing Surveys. 2017. Vol. 50 (12). P. 12:1–12:35. https://doi.org/10.1145/3039868

Система Orphus

Loading...
Up