The role of sovereign wealth funds in the economies of developing countries

 
PIIS020736760012164-9-1
DOI10.31857/S020736760012164-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Economics, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameObshchestvo i ekonomika
EditionIssue 10
Pages56-73
Abstract

In recent years, the financial resources of the leading developing countries have been actively exported both by the governments investing in foreign assets and by the corporate sector, in the form of direct investments in foreign enterprises and projects. In the context of increasing global competition for promising industrial assets, a growing number of developing countries now turn to providing government support through sovereign investment funds, partly replenished by foreign ex-change reserves or by the surplus in budgetary revenues from exports.

Keywordscapital export, investments, investment policy, sovereign funds
Received30.11.2020
Publication date30.11.2020
Number of characters45727
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1 Одной из важнейших тенденций развития мирового рынка капитала в последние годы стало заметное изменение роли ведущих развивающихся стран (в статье под развивающимися странами подразумеваются emerging markets) в системе глобальных финансовых потоков. Эти государства, традиционно позиционировавшиеся главным образом как реципиенты инвестиций из более богатых западных стран, сегодня постепенно превращаются в крупных экспортеров капитала, активно вкладывающих средства в предприятия и финансовые активы по всему миру. Данная трансформация отражает общее укрепление позиций развивающихся государств в мировой экономике и финансах на современном этапе, определяемое быстрым возрастанием их экономической мощи и инвестиционного потенциала. Учитывая новые возможности и задачи, стоящие перед национальной экономикой, ряд развивающихся стран выработали и последовательно реализуют комплексную стратегию международного инвестирования, исходящую из долгосрочных приоритетов их социально-экономического развития.
2 Значительная часть зарубежных инвестиций развивающихся стран осуществляется через созданные ими суверенные фонды, в которые направляются избыточные поступления от национального экспорта. Общими чертами фондов являются следующие: во-первых, они принадлежат государству; во-вторых, они не гарантируют поток постоянных платежей, как это делают, например, пенсионные фонды; в-третьих, они управляются отдельно от валютных резервов. Кроме того, фонды имеют некоторые особенности, вытекающие из их природы. Например, отсутствие постоянных платежей способствует реализации стратегий долгосрочных инвестиций.
3 Поскольку системное влияние суверенных фондов постоянно усиливается, они становятся объектом пристального внимания со стороны многих международных организаций, включая МВФ, членов «семерки» (G7), результатом чего явилось создание Международной рабочей группы по суверенным фондам (Groupe de travail international sur les fonds souverains). В состав группы вошли представители 23 стран-инвесторов, ОЭСР и Всемирного банка. В конце 2018 г. группа при согласовании с представителями экономически развитых стран и МВФ сформулировала 24 принципа для суверенных фондов, которыми эти фонды должны руководствоваться при осуществлении своей инвестиционной стратегии. Подобные попытки направлены на то, чтобы повысить эффективность суверенных фондов, обеспечить прозрачность их финансовых целей и расширить инвестиционную базу фондов за счет ценных бумаг, не эмитированных государством (таких как облигации и акции частного сектора, вложения в активы стран с развивающимися рынками, в сырьевые отрасли и т.д.).
4

Динамика мирового рынка капитала и позиции на нем развивающихся стран. Характерной особенностью развития мировой экономики на современном этапе стал быстрый рост трансграничных потоков капитала. Так, по данным ЮНКТАД и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в 1990-2019 гг. объем притока иностранных инвестиций увеличился в 7,5 раза до 1,5 трлн долл. США, даже несмотря на резкий спад в начале 2000-х годов и 2008-2009 гг., вызванный финансовыми кризисами сначала в Юго-Восточной Азии, а впоследствии в США и в целом в мировой экономике. Одновременно ускоренными темпами росли банковские активы и объем международного рынка облигаций. По данным Банка международных расчетов, в 1990-2019 гг. они увеличились соответственно в 6,5 раза (до 89,2 трлн долл. в 2019 г.) и в 10 раз (до 102,8 трлн долл.). Для сравнения, мировой ВВП (по ППС в постоянных ценах 2017 г.) за тот же период увеличился только в 2,5 раза (до 130,073 трлн долл. США), то есть динамика финансовых трансакций между странами в несколько раз опережала показатели роста мировой экономики в целом.

Price publication: 0

Number of purchasers: 0, views: 527

Readers community rating: votes 0

1. Chavanieux Ch. 78400 Multinationales // Altérnatives écon. P., 2007. N 263, r. 70.

2. Vektor. Otsenki, prognozy, prioritety // Ehkspertno-analiticheskij zhurnal. VTB. 2008. Iyun'.

3. Drancourt M. Un Bilan du top 500 des Entreprises Mondiales // Futuribles. P., 2007. N 336, rr. 70-73.

4. Sapuntsov A.L. Transnatsional'nye korporatsii razvivayuschikhsya stran v mirovoj ehkonomike // Rossijskij vneshneehkonomicheskij vestnik. 2006. № 5. S. 16-22.

5. UNCTAD. World Investment Report 2019. New York and Geneva. 2020;

6. Balding C. Sovereign Wealth Funds: The New Intersection of Money and Politics // Ox-ford, UK: Oxford University Press, 2012. 208 r.

7. Bernstein S., Lerner J., Schoar A. The Investment Strategies of Sovereign Wealth Funds // The Journal of Economic Perspectives. 2013. Vol. 27. No. 2, rr. 219-237.

8. Blancheton V., Jegourel Y. Les Fonds Souverains: un Nouveau Mode de Régulation du Capitalisme Financier? // Rev. de la regulation. P., 2009. N 5. – Mode of access: http://regulation.revues.org/index7461.html.

9. Pupynin V. Suverennye investitsionnye fondy: opredelenie i osnovy funktsi-onirovaniya // Mezhdunarodnaya ehkonomika. 2008. № 10. S. 51-61.

10. Savvina O.V. Suverennye investitsionnye fondy v postkrizisnom mire // Ban-kovskie uslugi. 2011. № 9. S. 22-27.

11. El Hafdhi R. A L’origine des Fonds Souverains // Problèmes écon. P., 2008. N 2951, rr. 3-8.

12. Du Grannut Ch. Les Fonds Souverains ou la Profonde Mutation des Relations Économiques Internationales // Problèmes écon. P., 2008. N 2951, rr. 8-15.

13. Une Menace Pour la Stabilité Financière // Problèmes écon. P., 2008. N 2951, rr. 16-19.

14. Truman E. Sovereign Wealth Funds: Threat or Salvation? Peterson Institute for Interna-tional Economics, 2010. 186 r.

15. Warde I. Fonds Souverains: Prédateurs, Sauveurs ou Dupes ? // Monde diplomatique. P., 2008. A. 55, N 650, rr. 1; 8-9.

16. Gasparro V., Pagano M. Sovereign Wealth Funds' Impact on Debt and Equity Markets during the 2007-09 Financial Crisis // Financial Analysts Journal. 2010. Vol. 66. No. 3, rr. 92-103.

17. De discrètes cagnottes publiques aux ambitions mouvantes // Mondeéconomie. P., 2007. 2 oct. r. 3.

18. Milovzorov A. Vostochnye den'gi pugayut Zapad // Ezhednevnaya ehlektronnaya gazeta Utro.ru ot 26 marta 2008 g. (http://www.utro.ru/articles/2008/03/26/726281.shtml).

19. Faggio G. Foreign Direct Investment and Wages in Central and Eastern Europe / Ham-burg: HWWA, 2003. 32, [4] p. (FLOWENLA discussion paper // Hamburgisches Welt- Wirtschafts-Arch.; 10). Bibliogr.: rr. 30-32.

20. Wes M., Lankes H. FDI in Economies in Transition: M. a. as versus Greenfield Invest-ment // Transnat. sorp. N.Y., 2001. Vol.10, № 3, rr. 113-129.

21. Redon J., Thaler J. Fonds Souverains: Le Retour du Capitalisme d’Etat // Problèmes écon. P., 2008. N 2951, rr. 20-23.

22. Sovereign Wealth Funds and Long-Term Investing / ed. by Bolton P., Samama F., Stiglitz J. // Columbia University Press, 2012. 288 r.

Система Orphus

Loading...
Up